11 февр. 2012 г.

Япона мать- идеологический фронт (1904 -1905гг)

Русско-японская война (27 января (9 февраля) 1904 — 23 августа (5 сентября) 1905) — война между Российской империей и Японией за контроль над Маньчжурией и Кореей. 
Стала — после перерыва в несколько десятков лет — первой большой войной с применением новейшего оружия: дальнобойной артиллерии, броненосцев, миноносцев.

В1904 году началась русско–японская война. Но война шла не только на суше и море, она также шла и на идеологическом фронте, с помощью печатных форм военной патриотической пропаганды.

  Первым печатным артефактом, относящимся к русско–японской войне, можно назвать Высочайший манифест Императора Николая II на войну с Японией 27.01.1904 г.

 Манифест был опубликован во всех газетах и расклеен в людных местах городов и поселений.


  Война началась. В газетах появились первые карикатуры на Японию.


 В германской прессе, бывшей на тот момент негласной союзницей Японии, уже появились первые рисованные картинки японского нападения на русскую эскадру, которое послужило официальным поводом к войне.

 Русские также не стали медлить с реакцией на известные события и выпустили свою печатную форму, посвященную беспримерному подвигу крейсера «Варяг»

 Японцы, разумеется, также отреагировали на свою победу, продемонстрировав всему миру печатную продукцию, изображающую плененные русские флотские экипажи.


 Мирная Россия, далекая от событий на Дальнем Востоке, восприняла войну с иронией, с самонадеянностью, с удивлением – как это, какая–то далекая, загадочная бамбуковая страна посмела объявить войну Российскому государству? Гимназисты бросились искать Японию на картах мира, вчитываясь в экзотические названия городов, добровольцы записывались в войска, эшелоны потянулись на Восток.

Кинохроника мобилизации в русскую армию.

Россия воспылала  патриотизмом. 
Эта удаль и хвастовство отражается в патриотических лубках, народных (фольклорных) картинках, с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Стоимость одного лубка в среднем равнялась 1,5–3 копейки.

 Лубки пользовались огромным спросом, их вешали на стены в домах на видном месте, хранили в специальных альбомах. 

Лубок, как форма печатной продукции, был призван преследовать следующие цели:

– Стимулировать патриотические настроения в народе;
-  Популяризировать русско-японскую войну;
– Поддержать высокий моральный дух Российской армии.

В целом лубки, посвященные русско–японским отношениям того времени, были похожи на современные комиксы, со своими главными героями. События в лубках приобретали сказочную форму, мало имеющую отношения к реалиям войны.
 Лубок, демонстрирующий огромного русского мужика, символизирующего Российскую мощь, на фоне потопленных японских кораблей и сговаривающихся противников, японского генерала, китайского мандарина, американского дяди Сэма и т.д.

 Лубок, демонстрирующий сказочного Емелю, который одним движением кулака уничтожает весь японский флот.

  «Посидим у моря – подождем погоды» демонстрирующий незыблемость наших восточных границ и марионеточную сущность японской военщины, подстрекаемой иностранными милитаристами.

 Лубок, изображающий донского казака, который хлещет нагайкой японского милитариста

 Лубок, демонстрирующий удаль и победу Русского флота над японским агрессором

 Лубок, изображающий злого русского казака, расправляющимся с японским солдатом. Призван демонстрировать справедливую ярость, мощь и удаль Русских войск.

 Лубок «Вася Флотский», демонстрирующий силу и спокойствие русских военных сил и их презрение к проискам милитаристов.

Кроме лубков, патриотические отношения в обществе поддерживали и специальные плакаты.
Плакат «Россiя за правду!», отражает справедливость отпора японским агрессорам и неминуемое возмездие.

 Россия–Победительница против огнедышащего японского дракона.

 Плакат, который призван поддерживать моральные устои женщины в обществе во время войны.
 Не дело развлекаться и легкомысленно крутить шашни с японскими коммерсантами, когда нашим войскам на фронте нелегко! Нужно перестраиваться, всецело помогать фронту!

 Японцы тоже не отставали от наших в изобилии идеологических печатных форм, основой которых были японские гравюры.
 Японские солдаты служат буддийский молебен перед отправкой на фронт

 Гравюра, изображающая несокрушимого японского солдата, побеждающего русских

 Гравюра, изображающая победоносную штыковую атаку японской пехоты

 Изображение, демонстрирующее удаль японского матроса перед русским военным медведем.

 Гравюра, изображающая японский госпиталь.

Причем на картинке показано, что и русских военнопленных японцы лечат также одинаково, как и японских раненых.  
Сомневаюсь.

 Японская познавательная гравюра для школы полковой разведки, показывающая русского казака и конную казачью лаву

Японцы также не гнушались и фантастическими сюжетами. Ниже феерическая серия комикса про то, как японские войска лихо завоевывают весь Дальний Восток и Сибирь.
















А это уже и вовсе удар ниже пояса…




 Война продолжалась…
Уникальная кинохроника с русско–японского фронта.




Россия уже жила по военному времени, все глубже погружаясь в горнила кровопролитной войны.







Постоянные просчеты военного руководства приводили к огромным потерям среди личного состава Русских армий.

Российские Социал–демократы, ярые противники царизма, язвительно реагировали на каждый провал генералитета карикатурами в подпольных газетах.



Карикатура в газете «Искра» на инспекционную поездку Николая II на Дальний Восток.

Кровопролитная война закончилась поражением России. Войска были отозваны домой, многие офицеры ветераны, будучи изрядно ранены в военных событиях и разочаровавшись в патриотических надеждах, написали Николаю II прошения об отставке


Война завершилась Портсмутским миром, подписанным 23 августа (5 сентября) 1905 года и зафиксировавшим уступку Россией Японии южной части Сахалина и своих арендных прав на Ляодунский полуостров и Южно-Маньчжурскую железную дорогу.

Потери России составили 400 тыс. убитыми, ранеными, больными и пленными. Потери Японии составили около 135 тыс. солдат и офицеров.

Через несколько месяцев в России грянула Революция 1905 года...

Японка (1904). В. В. Верещагин
13 апреля 1904 года в результате подрыва броненосца «Петропавловск» на японских минах погиб талантливый русский художник-баталист Василий Верещагин. По иронии судьбы незадолго до войны Верещагин вернулся из Японии, где создал ряд картин. В частности одну из них, «Японка», он создал в начале 1904 года, то есть всего за несколько месяцев до своей гибели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий: