"Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне".
- Отто Дикс
- Отто Дикс
Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Отто Дикс - великий немецкий экспрессионист, был известен своим собственным, уникальным и гротескным стилем. Хотя нацистский режим Гитлера уничтожил многие его работы, большинство его картин можно все же увидеть в музеях Германии.Ви́льгельм Ха́йнрих О́тто Дикс |
Ви́льгельм Ха́йнрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix) — немецкий художник и график. Отто Дикс родился в семье Эрнста Франца Дикса (1862-1942) и его жены Полины Луизы Аманн (1864-1953) 2 декабря 1891 года в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры.
Его отец работал в чугунолитейном заводе, как оформитель. Мать была швея, но интересовалась музыкой и живописью.
Таким образом вырос Отто Дикс, как он сам описывал себя, в среде, где видел работающих детей, бедность и нужду
Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию.
Потом Отто учился на художника-оформителя с 1905 по 1909 под руководством художника-декоратора Карла Сенффа в Гере.
Сенфф оценил первые робкие шаги своего ученика и не предсказал ему великое будущее.
Но уже в 1909 году Отто получает грант, что позволило Диксу учиться в Школе прикладных искусств в Дрездене (1910-1914) у профессоров Иоганна Николауса Тюрка и Ричарда Гухра.
Название: Родители художника. Год создания: 1914 |
Дикс, впоследствии экспериментировал с кубизмом, футуризмом и дадаизмом поздних форм.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.
Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.
Другое его увлечение - старые итальянские мастера.
Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир.
Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.
Автопортрет с гвоздикой Год создания: 1912 |
В 22 написал "Автопортрет с гвоздикой", вероятно, для того, чтобы послать своей невесте.
В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. Он участвовал в артиллерии как пулеметчик на западном и восточном фронтах. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань).
Автопротрет солдата Дикса. Год создания: 1914 |
Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне:
«Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».
С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков.
Эти документальные свидетельства войны, мастерски выполненные непосредственно на месте событий, вместе с его личными воспоминаниями об ужасах Первой мировой войны, стали основой его грандиозного графического цикла "Война", опубликованного в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом.
Графический цикл "Война" Год создания: 1914-1918 |
Ужас войны стал одним из основных компонентов его картин.
После возвращения в Дрездене в 1919 году он основал вместе с Конрадом Феликс Мюллером (1897-1977), "Группу 1919" в Дрездене.
Графический цикл "Война", опубликованный в Берлине в 1924 году, состоявший из 50 отдельных рисунков, посвященный войне 1810-1820 годов.
Графический цикл "Война" Год создания: 1914-1918 |
Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
В статье были такие слова:
"Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны..."
Графический цикл "Война" Год создания: 1914-1918 |
Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса.
В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».
На основе многочисленных рисунков Дикса, созданных во время войны, вырастает его огромный полиптих "Война" (1929-1932), написанный, как многостворчатые алтари средневековья, на дереве.
Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).
Торговец спичками Год создания: 1921 |
Пражская улица Год создания: 1920 |
Кафе. Год создания: 1922 |
Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни.
Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».
В 1921 году он встретился в Дюссельдорфе, с Мартой Кук, которая была на четыре года моложе его и замужем за врачем-урологом Гансом Кохом, от которого имела двоих детей.
Отто Дикс и Марта Кук. |
В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф.
Марта Кук ушла от мужа и Дикс женился на Марте в 1923-м году.
У них, впоследствии, родилось трое детей, Урсус, Ян и Нелли.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.
Портрет Марты Кук (впоследствии жены Отто Дикса). Год создания: 1921 |
Дикс говорил: "Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в воображении".
Даже в портретах близких людей, друзей и покровителей Дикс не изменяет своей острой объективности.
Врач Ганс Кох на портрете со шприцем руке и взглядом фанатика-садиста больше похож на палача в окружении орудий своего ремесла, чем на врачевателя людских болезней; лицо известного берлинского дельца Альфреда Флейхгейма выдает хитрость и профессиональный расчет торговца картинами...
Триптих "Большой город" или "Метрополис" Год создания: 1927-1928 |
К 1924 году относится его "Автопортрет с Музой". Дикс изобразил себя за работой: он пишет портрет своей Музы
Автопортрет с Музой. Год создания: 1924 |
Это полуобнаженная, с гротескно изображенной грудью и копной развивающихся волос дьяволица или блудница вроде тех, кто искушает святого Антония на картинах мастеров Северного Ренессанса.
Лицо самого Дикса не выражает никаких эмоций – это напряжённое лицо художника, пристально изучающего натуру.
Эта злая Муза вела мастера по самым мрачным закоулкам жизни послевоенной Германии. Она приводила его в морги, где он внимательно и беспристрастно наблюдал разъятое на части человеческое тело на всех стадиях разложения, она направляла его в шикарные рестораны и грязные притоны, в публичные дома, где ему открывались все стадии человеческой деградации.
К Красоте. Год создания: 1922 |
Работа Отто Дикса "К красоте", где центральная фигура - сам Отто Дикс, не содержит ничего красивого вообще. Стоя посреди борделя, он держит телефон в левой руке.
Единственные люди здесь, которые не похожи на куклы, - Дикс и маниакально усмехающийся черный джазовый барабанщик (с фрагментом американского флага, выглядывающего из его нагрудного кармана).
Потом, у себя в мастерской, Дикс запечатлевал на холстах эти страшные гримасы времени - делая это с предельной точностью старых мастеров. Его сцены в борделях, его изображения потерявших человеческий облик проституток, вызывали скандалы.
В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.
Зеркало. Год создания: 1921 |
Посвящение Мазохистам. Год создания: 1922 |
К концу 20-х годов репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
В 1927 году он занял пост профессора Дрезденской академии, в 31 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине...
Однако приход к власти Гитлера кладет конец его блестящей карьере.
В апреле 1933 года Дикс получает извещение об исключении его из Дрезденской академии.
В документе значится:
"Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации".
После этого Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в глухую провинцию на юге Германии.
В это время художник обращается к библейским сюжетам, которые превращаются у него в аллегории страхов и надежд человечества в судьбоносный момент своей истории.
Семь смертных грехов. Год создания: 1933 |
«Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) - это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.
Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.
Но этими антивоенными работами - рисунками и гравюрами, он предсказал ярость, ненависть и клевету нацистов, которые, придя к власти в 1933 году, лишили его профессорского звания и запретили участвовать в выставках.
: Святой Кристофор. Год создания: 1939 |
Его работы были конфискованы из музеев страны, несколько его картин было показано на выставке "дегенеративного" искусства, на которой фашисты собрали произведения всех неугодных им живописцев и скульпторов.
В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине
Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц».
В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.
Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм».
Однако на этот раз его участие в войне продолжалось недолго, при первой возможность он сдается в плен французам.
Автопортрет в образе военнопленного. Год создания: 1947 |
Спустя тридцать с лишним лет, он, прошедший через несколько кругов военного ада и фашизма, предстает перед зрителем уже не как наблюдатель, а как человек с опустошенной душой, свидетель горьких событий истории своей страны.
Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.
75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
Он стал почетным гражданином Гера.
В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге.
Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969 года после второго инсульта, в возрасте 77лет.
Отто Дикс. |
Его могила находится в Hemmenhofen.
"Я стану либо известным, либо печально известным", - однажды сказал еще молодой Отто Дикс.
Он стал и тем и другим.
Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире.
К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.
После войны о нем практически забыли.
Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.
Дом Отто Дикса в Гере - родной дом художника, с 1991 музей |
Надпись на памятной табличке на доме, в котором родился Отто Дикс, печально констатирует: "Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было".
Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать.
---------------------Живопись-----------
Otto Dix's War Triptych
----------------------Metropolis--------
Metropolis, 1928:
GrossStadt by Otto Dix
Dix, Otto (1891-1969) - 1928 Metropolis (Right Panel of Tryptich)
------------------Проститутки-----
Dix, Otto (1891-1969) - 1922 To Beauty
Dix, Otto (1891-1969) - 1921 The Salon
Three Prostitutes On The Street
----------------------НЮ----------------
Berlino, DEU - Altes Liebespaar (1923) by Otto Dix
---------------------------------
-------------------------
-----------------Триумф смерти-------------
The Seven Cardinal Sins
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий: