29 янв. 2012 г.

Крест — хранитель вселенной...

Ныне радость на небе и на земле,
ибо светоносный и Животворящий
Крест Христов является миру,
демоны бегут от него, недуги исцеляются им,
мрачная тьма прогоняется
и все концы земли просвещаются.
 Свт. Иоанн Златоуст



 Издавна считалось, что «Крест — хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, — писал святитель Димитрий Ростовский, — ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, полдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста». 
Крест поклонный
Конец XV — начало XVI вв.Белый камень, резьба
Из церкви села Толмачи, Тверской области.
Явление Креста на небе в Иерусалиме
Первая половина XIX в.Дерево, темпера
Частное собрание
 Две тысячи лет человечество живет под знаком креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесенной за весь мир Иисусом Христом. Орудие казни стало символом победы над смертью. 

В X веке вместе с христианством крест Христов пришел в Россию. С тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывавшего изображение креста «полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...».
Савватий Тверской в молении Кресту
Вторая четверть — середина XVI в.
худ. центр: Тверь
 С древних времен кресты почитались наравне с чудотворными иконами. Как чудотворный известен медный двухстворчатый крест-энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери 
Известны многочисленные повторения в меднолитой мелкой пластике Древней Руси, поскольку копиям древних крестов усваивались чудодейственные свойства первообраза. 
Крест «Распятие Христово с предстоящими» XVII в.
Медный сплав, литье.
 В центре — «Распятие Христово»; в нижней части — парные изображения предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхней перекладине — херувим.
Крест двусторонний
Распятие Христово. Богоматерь Знамение XVI в. (по иконографии XV в.)

Медный сплав, литье.
 Лицевая сторона: «Распятие Христово» с поясными парными изображениями предстоящих Богоматери и святой Марии, апостола Иоанна Богослова и мученика Лонгина сотника. На верхнем конце — Троица Ветхозаветная, на нижнем — великомученик Никита, побивающий беса. Оборотная сторона: Богоматерь Знамение (в ромбе) с символами Евангелистов, на концах — избранные святые. Образцом для наперсного креста явился двустворчатый энколпион XV в.
----------------------------------------------------------------------------------------------
Во время таинства крещения на новокрещенного на Руси надевался крест. С нательным крестом не расставались, с ним и хоронили.
В первые века принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее древние тельные кресты, Х–ХII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. 
Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости. 

Основные типы русских двухстворчатых крестов-энколпионов (мощевиков) повторяли византийские образцы. На домонгольских крестах с изображением Богоматери, как правило, помещали надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается на крестах и изображение Николы Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского». Как защитники Русской земли почитались первые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, образы которых также нашли отражение на древних крестах
Крещение Господне
Двухсторонняя выносная икона XVII в.
 Оборот — Происхождение Честных Древ Креста Господня.
Происхождение честных древ Креста Господня XVII в.
 Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших» («Процвете древо Креста»), что было связано прежде всего с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа.
Крест нательный
Центр изготовления: Великий Устюг XVII в.
Серебро, литье, эмаль
Крест наперсный XVI в.
Серебро, литье, скань, перламутр
 Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века. В XVII–XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знала границ. Особым узорочьем в этот период отличались кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. 
Они расцвечивались с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром. 
Крест наперсный XVII в.
Серебро, перламутр, резьба, жемчуг, цветные камни
Крест наперсный панагийный.XIII в. (оправа — XVI в.)
Крест корсунский
Яшма, оправа — серебро, скань
Крест нательный XVII в.
Серебро, литье, эмаль, жемчуг
 Появление наградных крестов священнослужителей связано с синодальным периодом истории Русской Православной Церкви. Пожалование различных наперсных крестов представителям белого духовенства подготовило почву для учреждения особенного наперсного наградного креста, утвержденного императорским указом Павла I в 1797 году.
Святитель Иннокентий Иркутский
Первая половина XIX в.
Дерево, темпера
 В 1820 году появляется еще одна важная награда духовенства — кресты кабинетные, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные, как правило, бриллиантами или драгоценными камнями. 
Крест наперсный кабинетный Конец XVIII в.
Серебро, гравировка, эмаль, цветные стекла, стразы
Крест наперсный кабинетный
Первая половина XIX в.
Эмаль на серебре, стразы
Богоматерь Влахернская
Конец XIX — начало XX вв.
Дерево, масло Частное собрание
   Особыми наградами для духовенства стали кресты, выпущенные в память крупнейших событий в истории России: в память Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853–1856 годов и в память 300-летия Дома Романовых. Наперсный крест как обязательная принадлежность священника был введен при Императоре Николае II его Указом от 14 мая 1896 года. 
Крест наградной В честь 300-летия Дома Романовых
1913 г.Серебро, литье, эмаль
Частное собрание
Крест наперсный иерейский
Начало XX в.Латунь, гравировка, серебрение, цветные камни
Частное собрание
 Покланяемся же мы и образу
Честнаго и Животворящаго Креста,
хотя бы он был сделан и из иного вещества;
покланяемся, почитая не вещество,
но образ, как символ Христа.

Прп. Иоанн Дамаскин
Воздвижение Креста Господня XIX в.
Эмаль на медной основе, рамка — латунь
 Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. 
В древние кресты вкладывались обычно частицы Крестного Древа Христова. Крест, обретенный царицей Еленой в IV веке, стал главной святыней Церкви, и его части разошлись по всему миру.
Крест прп. Авраамия Ростовского
XIX в. (по иконографии XII века)
Медный сплав, литье, серебрение.
 В центре — «Распятие Христово», на концах средней перекладины, в медальонах — погрудные изображения Богоматери и апостола Иоанна Богослова. В верхних медальонах — архангелы. В нижней части креста врезной текст
----------------------------------------------------------------------------------------------
На большинстве напрестольных крестов присутствуют сведения о мощах, в них содержащихся. Как правило, надпись на таких крестах начиналась со слов «Построен сей крест...», «Сооружен...», — как будто речь шла о возведении храма, что свидетельствовало об отношении к напрестольному кресту как к одной из важнейших святынь Церкви. 
Крест напрестольный XV–XVI вв.
Серебро, скань, литье, цветные камни, стекла
Крест напрестольный
Конец XVII в.
Дерево, темпера Частное собрание
 Семнадцатый век в России — это эпоха явления множества чудотворных святынь и особенно крестов. Во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона появляются кресты, исполненные «мерою и подобием Креста Христова».
 Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. 

 В эпоху Средневековья в России, так же как в Западной Европе, внимание христиан все более сосредоточивалось на жертвенных переживаниях Страстей Христовых. Композиции с изображением Орудий Страстей Христовых становятся особенно популярными в русском искусстве с середины XVII столетия. 
Вериги XVIII в.
Кресты — латунь, гравировка, инкрустация белым металлом; цепи — железо
Частное собрание
 С монашеским подвигом связано и такое явление, как ношение вериг. Изначально веригами назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. 
Первые христианские вериги связаны с именем апостола Петра. О ношении крестов и вериг свидетельствуют факты из житий преподобных Никиты Переяславского Чудотворца (XII век) и Иринарха Ростовского (XVI век). Из жития Иринарха Ростовского можно видеть, что в конце XVI столетия медные кресты были в цене и не всякому доступны. 

 При освоении пустынных северных земель Руси в XIV–XVI веках непременно воздвигались кресты на месте будущей обители. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги и на основание монашеских общежительств. 

 Традиция воздвижения деревянных крестов на Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах не прерывалась на протяжении многих веков. 
У креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу.
Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые (до десяти метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, являлись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани, Перед крестами возносились молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводились по всей России. 
Складень двухстворчатый XIX в.
Дерево, резьба, темпера
Частное собрание
 В каждом храме России непременно находится Голгофский крест в напоминание о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения» (согласно толкованию свт. Германа Константинопольского).

Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода. Водруженный на высокое древко, он, вознесенный над процессией христиан, освящает и благословляет крестный ход, защищает воинов перед сражениями. Именно с военными походами еще во времена императора Константина связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и появление тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».
Крест поморский XIX в.
Камень, резьба
Частное собрание

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий: