Тюрьма стоит, столица спит, земля вращается.
Если идти по Новослободской улице и зайти в обычную подворотню обычного жилого московского дома, то можно попасть в совсем необычный двор с необычным строением...
Бутырская тюрьма (Бутырки, реже Бутырка), соврем. наз. - следственный изолятор №2 УФСИН России по г. Москве (СИЗО 48/2, ИЗ-77/2) - самая крупная тюрьма Москвы, центральная пересыльная тюрьма в дореволюционной России.
Местность известна с 1623 года, как подмосковная деревня Бутыркино по Дмитровской дороге. Тогда это была вотчина боярина Никиты Романова, которую государь московский урезал ему «в пользу казны на 79 дворов». Название деревни пришло в Москву с Волги и происходит от симбирского словечка «бутырки» - жилище на отшибе.
Внутри очень "гламурные" решётки в виде сердечек.
По указу царя Михаила Фёдоровича в 1642 году был сформирован Московский выборный солдатский Бутырский полк из выборных людей из числа московских стрельцов. Полк встаёт на квартиры в этой местности и именно поэтому получает название Бутырский, а село Бутыркино, отданное «под селидьбу солдатам Матвеева полка Кракова», стало называться Бутырской солдатской слободой.
В 1689 году полк первым встал на сторону Петра I.
Во времена правления Екатерины II на этом месте была построена казарма Бутырского гусарского полка с острогом, а в 1771 году здание острога было переоборудовано под тюрьму.
Первым «именитым» постояльцем Бутырки стал в январе 1775 г. арестованный Емельян Пугачев. В подвале одной из башен, ныне носящей его имя - Пугачёвой, он находился закованный в цепи до дня казни.
Пугачёв был доставлен в Москву в клетке, а на Монетном дворе закован в цепи. Клетка эта долгое время хранилась в Бутырской тюрьме. В советское время - в музее революции.
Пугачёв, заключённый в клетке. Гравюра 18 века.
Пугачёвская башня. Фото Р.Фиалка 1906 г.
Пугачёвская башня. Современное фото.
Легенды Пугачёвской башни
Она охранялась с большей строгостью, нежели остальные здания тюрьмы. И это, очевидно, не случайно: говорят, что здесь приводили в исполнение приговоры, за которыми - вечная тишина. Но так как о подобных вещах распространяться не принято, об этой башне ходит множество самых разных слухов и домыслов. Можно услышать рассказы о привидениях, бродящих в ней по ночам и беспокоящих охранников, о вспыхивающих вдруг и так же неожиданно исчезающих огоньках.
Охрана, которая несла службу вокруг башни, понятия не имела о том, что происходит внутри. В самом здании работал лишь ограниченный контингент: «палачи», прокурор, врач и начальник тюрьмы. А все, что касалось приведения в действие высшей (исключительной) меры наказания (расстрела) - тайна за семью печатями. Даже после исполнения приговора семья казненного получала только краткое сообщение о том, что его уже нет в живых.
Как производился расстрел, в точности не известно. Есть легенда, что в сталинские времена приговоренных расстреливала женщина, которую когда-то изнасиловали. Таким способом она будто бы мстила за свою поруганную честь.
Говорят, в последние годы (до отмены расстрела и замены его на пожизненное заключение) преступника запускали в узкий коридор, и когда он шел по нему, стреляли сзади в затылок.
Согласно другой версии, ему сначала измеряли рост, а затем устанавливали на нужной высоте автоматический пистолет, чтобы пуля попала точно в затылок. При этом использовали фотоэлемент, включенный оператором.
Есть и еще один вариант - будто расстреливали несколько военнослужащих Внутренних войск. Из них одному выдавался карабин с холостыми патронами, а остальным - с боевыми. Никто не знал, какие у него патроны. После исполнения приговора считали количество ран на теле казненного. Врач констатировал смерть. Потом труп сжигался в специальном контейнере, а пепел развеивался по ветру.
В 1784 г. Екатерина II в письме московскому генерал-губернатору Захару Чернышёву дала согласие на строительство у Бутырской заставы каменного тюремного замка вместо существовавшего острога. К письму прилагался общий план будущей тюрьмы.
Вместо старого здания в 1780-90 годах Матвеем Фёдоровичем Казаковым было построено новое тюремное здание с Покровским храмом в центре. Отличительной особенностью тюремной церкви было специальное устройство на 2-м этаже вместительных балконов, соединённых с коридорами 4-х тюремных корпусов. На эти балконы выводили арестантов из камер корпусов, чтобы они могли присутствовать при богослужении.
Бутырский замок имеет 4-башни : "Пугачёвская" (до 1775 года - Южная), "Полицейская", "Северная", "Часовая".
Арестованные курсистки перед бутырской тюремной церковью на прогулке. Фото 1905 г.
По проекту М.Ф. Казакова реконструированный Губернский тюремный замок представлял собой каре с большими внутренними помещениями со сводчатыми потолками, затем производились достройки тюремных башен, по двум противоположным сторонам были возведены стреловидные здания, соединённые переходами с основным квадратным корпусом. Затем, в связи с изменением назначения зданий и введением тюремного режима производились внутренние перепланировки в сторону увеличения или уменьшения площади отдельных камерных помещений, возводились кирпичные перегородки.
Губернский тюремный замок в 1870-е гг. был перестроен (арх.Шимоновский; корпуса, окружавшие храм, снесены и он оказался в центре тюремного двора), в начале ХХ века расширен, в результате имелась возможность разместить в нём до 2,5 тысяч человек. В 1879 году было завершено строительство Главного тюремного корпуса Бутырской тюрьмы. Парадным подъездом в конце ХIХ века стал вход с северо-западной стороны между фланкирующими башнями. Корпуса хозяйственного и тюремного назначения с северо-западной стороны надстраиваются 3-м этажом. Ликвидируются входы между фланкирующими башнями. Главным входом стали служить ворота у Пугачёвской башни. После разгрома полчища Наполеона русскими войсками в 1812 году военные
преступники, мародёры и насильники прошли через Московскую Центральную пересыльную тюрьму. Через неё прошли также сотни участников польского восстания 1863 года. В последующие годы менялось название сооружения и в дореволюционной Москве устоялось название Центральной пересыльной тюрьмы - Бутырская тюрьма.
Фото 1890 г.
Фото 1905 г. Журнал "Нива", № 52 от 31 декабря 1905 г.
Снимки сделаны в Бутырской тюрьме заключенной, членом партии социалистов-революционеров (эсеров) Ревеккой Фиалкой только что подаренным ей фотоаппаратом в 1906 г.
У входа в Пугачевскую башню. Фото Р.Фиалка 1906 г.
Группа арестанток во дворе Бутырской тюрьмы. Фото Р.Фиалка 1906 г.
А.Измайлович в Бутырской тюрьме. Фото Р.Фиалка 1906 г.
Л.Н. Толстой, работая над романом "Воскресение", в январе 1899 года посещал надзирателя Бутырской тюрьмы И.М. Виноградова и расспрашивал о подробностях тюремного быта. В апреле 1899 года он приезжал в пересыльную тюрьму, чтобы пройти с арестантами путь до Николаевского (Ленинградского) вокзала, а затем изобразил этот путь в романе.
Московская центральная политическая тюрьма, получившая такое название в конце ХIХ в. видела в своих стенах немало известных людей: Н.Бауман, Н.Шмидт, К.Ворошилов, Ф.Дзержинский (портрет которого, по преданию, написанный зэком жжённым каблуком на простыне, до сих пор висит в кабинете начальника СИЗО №2), Владимир Маяковский, Нестор Махно... С.Королёв, А.Солженицын.
Группа узников Бутырской тюрьмы, освобожденных после Февральской революции 2 марта 1917 г. В первом ряду слева Н.И. Махно.
В 1906 году Бутырская тюрьма стала называться "Временным централом".
В мае 1908 года в Москве появился знаменитый американский фокусник Гарри Гудини. В рекламных целях он заключил пари о том, что сможет сбежать из любой московской тюрьмы. В Бутырской тюрьме был проведён эксперимент: тщательно обыскав, Гудини заковали в цепи и заперли в специальном окованном, железном ящике. Через 28 минут покрытый потом, Гудини появился перед изумлёнными зрителями.
В 1920 году в тюрьме выступал с концертом Ф.И. Шаляпин.
Вид со двора части старого здания тюрьмы с башней. Строительство здания Следственного управления. Фото 1979 г.
C 1918 по 1956 год Бутырская тюрьма последовательно находилась в подчинении 8-ми различных ведомств: с 1918 года- ВЧК, с 1934 года - ГУКГБ НКВД, с 1949 года - МВД, с 1953 года - МГБ, с 1954 года - УМВД Московской области, с 1956 года УВД ( ГУВД ) исполкома Моссовета.
В 1983 году женщины - заключённые были переведены в отдельное пятиэтажное здание - отдельный женский корпус. В июне 1996 года все женщины - заключённые из разных СИЗО г. Москвы переведены в СИЗО-6 (женский изолятор) в Печатниках.
СИЗО-6 в Печатниках.
Следует отметить, что большая часть перечисленных переоборудований, перестроек и т.п.,
производилась собственными силами без, соответствующим образом, подготовленной технической документации, не были взаимно увязаны и поэтому во многих случаях не соответствует действующим строительным нормам и правилам.
В мае 1994 года, в Бутырке состоялся знаменитый «бутырский банкет». Несколько "авторитетов", бывших заключённых во главе с Сибиряком (Сергеем Липчанским), решили навестить товарищей: гостинчик передать, посидеть, поговорить. Не желая толкаться в тесном помещении в часы для свиданий, уважаемые люди договорились с тюремной администрацией о том, что зайдут 20-го вечерком. О чём некто заботливый и сообщил в РУОП. Борцы с оргпреступностъю сначала даже поверить в такое не могли. Однако информация подтвердилась.
Что делать? Пришлось брать. Операция была суперсекретной, участвовавшие в ней спецы из "Альфы" и СОБРа узнали, в чем дело, лишь в самый последний момент. Ситуация складывалась щекотливая: администрации СИЗО не сообщишь, что вот, мол, идём вас арестовывать. А врываться на территорию тюрьмы без предупреждения, значит угодить под пули охранников. В итоге решили ворваться со стороны «коридора», используя архитектурные особенности Бутырки. Вместо табельного оружия договорились использовать нервно-паралитический газ, электрические разрядники.
Было задержано 34 человека - и из руководства тюрьмы и "гостей". 7 уголовных дел — жуткий скандал. Двое сотрудников тюрьмы получили по году, многих уволили по собственному желанию или отправили на пенсию.
Жилой дом по Новослободской улице, во дворе которого прячется Бутырский замок. Изначально квартиры в этом доме выделялись служащим тюрьмы и сотрудникам правоохранительных органов.
Следственное управление.
Пугачёвская башня и трубакрематория котельной.
Бутырский замок. Вид со двора.
Чтобы хоть как-то скрасить жильцам дома малосимпатичное соседство двор превращён в небольшой парк. Очень много зелени, цветники, скамейки, детские площадки.
Здание Бутырской тюрьмы является объектом культурного наследия №531.
Уже давно муссируются слухи о переводе тюрьмы в новое здание и обустройстве в Бутырском замкеторгово-развлекательного комплекса музейного комплекса. Но денег на строительство нет.
При тюрьме действует музей. Он как таковой существует с 1971 года — коллектив Бутырки добился разрешения создать его в год 200-летия замка тюрьмы. Однако в течение 28 лет сюда могли попасть лишь сами работники изолятора, чины из МВД и актеры (подвалы гестапо в "Семнадцати мгновениях весны" и комнаты следователей в сериале "Следствие ведут знатоки" — это все именно Бутырка).
Находится музей на третьем этаже Пугачевской башни, где раньше располагались камеры для политических заключенных.
Правда, самые свежие известия об этом музее датируются 2007 годом.
Если идти по Новослободской улице и зайти в обычную подворотню обычного жилого московского дома, то можно попасть в совсем необычный двор с необычным строением...
Бутырская тюрьма (Бутырки, реже Бутырка), соврем. наз. - следственный изолятор №2 УФСИН России по г. Москве (СИЗО 48/2, ИЗ-77/2) - самая крупная тюрьма Москвы, центральная пересыльная тюрьма в дореволюционной России.
Местность известна с 1623 года, как подмосковная деревня Бутыркино по Дмитровской дороге. Тогда это была вотчина боярина Никиты Романова, которую государь московский урезал ему «в пользу казны на 79 дворов». Название деревни пришло в Москву с Волги и происходит от симбирского словечка «бутырки» - жилище на отшибе.
Внутри очень "гламурные" решётки в виде сердечек.
По указу царя Михаила Фёдоровича в 1642 году был сформирован Московский выборный солдатский Бутырский полк из выборных людей из числа московских стрельцов. Полк встаёт на квартиры в этой местности и именно поэтому получает название Бутырский, а село Бутыркино, отданное «под селидьбу солдатам Матвеева полка Кракова», стало называться Бутырской солдатской слободой.
В 1689 году полк первым встал на сторону Петра I.
Во времена правления Екатерины II на этом месте была построена казарма Бутырского гусарского полка с острогом, а в 1771 году здание острога было переоборудовано под тюрьму.
Первым «именитым» постояльцем Бутырки стал в январе 1775 г. арестованный Емельян Пугачев. В подвале одной из башен, ныне носящей его имя - Пугачёвой, он находился закованный в цепи до дня казни.
Пугачёв был доставлен в Москву в клетке, а на Монетном дворе закован в цепи. Клетка эта долгое время хранилась в Бутырской тюрьме. В советское время - в музее революции.
Пугачёв, заключённый в клетке. Гравюра 18 века.
Пугачёвская башня. Фото Р.Фиалка 1906 г.
Пугачёвская башня. Современное фото.
Легенды Пугачёвской башни
Она охранялась с большей строгостью, нежели остальные здания тюрьмы. И это, очевидно, не случайно: говорят, что здесь приводили в исполнение приговоры, за которыми - вечная тишина. Но так как о подобных вещах распространяться не принято, об этой башне ходит множество самых разных слухов и домыслов. Можно услышать рассказы о привидениях, бродящих в ней по ночам и беспокоящих охранников, о вспыхивающих вдруг и так же неожиданно исчезающих огоньках.
Охрана, которая несла службу вокруг башни, понятия не имела о том, что происходит внутри. В самом здании работал лишь ограниченный контингент: «палачи», прокурор, врач и начальник тюрьмы. А все, что касалось приведения в действие высшей (исключительной) меры наказания (расстрела) - тайна за семью печатями. Даже после исполнения приговора семья казненного получала только краткое сообщение о том, что его уже нет в живых.
Как производился расстрел, в точности не известно. Есть легенда, что в сталинские времена приговоренных расстреливала женщина, которую когда-то изнасиловали. Таким способом она будто бы мстила за свою поруганную честь.
Говорят, в последние годы (до отмены расстрела и замены его на пожизненное заключение) преступника запускали в узкий коридор, и когда он шел по нему, стреляли сзади в затылок.
Согласно другой версии, ему сначала измеряли рост, а затем устанавливали на нужной высоте автоматический пистолет, чтобы пуля попала точно в затылок. При этом использовали фотоэлемент, включенный оператором.
Есть и еще один вариант - будто расстреливали несколько военнослужащих Внутренних войск. Из них одному выдавался карабин с холостыми патронами, а остальным - с боевыми. Никто не знал, какие у него патроны. После исполнения приговора считали количество ран на теле казненного. Врач констатировал смерть. Потом труп сжигался в специальном контейнере, а пепел развеивался по ветру.
В 1784 г. Екатерина II в письме московскому генерал-губернатору Захару Чернышёву дала согласие на строительство у Бутырской заставы каменного тюремного замка вместо существовавшего острога. К письму прилагался общий план будущей тюрьмы.
Вместо старого здания в 1780-90 годах Матвеем Фёдоровичем Казаковым было построено новое тюремное здание с Покровским храмом в центре. Отличительной особенностью тюремной церкви было специальное устройство на 2-м этаже вместительных балконов, соединённых с коридорами 4-х тюремных корпусов. На эти балконы выводили арестантов из камер корпусов, чтобы они могли присутствовать при богослужении.
Бутырский замок имеет 4-башни : "Пугачёвская" (до 1775 года - Южная), "Полицейская", "Северная", "Часовая".
Арестованные курсистки перед бутырской тюремной церковью на прогулке. Фото 1905 г.
По проекту М.Ф. Казакова реконструированный Губернский тюремный замок представлял собой каре с большими внутренними помещениями со сводчатыми потолками, затем производились достройки тюремных башен, по двум противоположным сторонам были возведены стреловидные здания, соединённые переходами с основным квадратным корпусом. Затем, в связи с изменением назначения зданий и введением тюремного режима производились внутренние перепланировки в сторону увеличения или уменьшения площади отдельных камерных помещений, возводились кирпичные перегородки.
Губернский тюремный замок в 1870-е гг. был перестроен (арх.Шимоновский; корпуса, окружавшие храм, снесены и он оказался в центре тюремного двора), в начале ХХ века расширен, в результате имелась возможность разместить в нём до 2,5 тысяч человек. В 1879 году было завершено строительство Главного тюремного корпуса Бутырской тюрьмы. Парадным подъездом в конце ХIХ века стал вход с северо-западной стороны между фланкирующими башнями. Корпуса хозяйственного и тюремного назначения с северо-западной стороны надстраиваются 3-м этажом. Ликвидируются входы между фланкирующими башнями. Главным входом стали служить ворота у Пугачёвской башни. После разгрома полчища Наполеона русскими войсками в 1812 году военные
преступники, мародёры и насильники прошли через Московскую Центральную пересыльную тюрьму. Через неё прошли также сотни участников польского восстания 1863 года. В последующие годы менялось название сооружения и в дореволюционной Москве устоялось название Центральной пересыльной тюрьмы - Бутырская тюрьма.
Фото 1890 г.
Фото 1905 г. Журнал "Нива", № 52 от 31 декабря 1905 г.
Снимки сделаны в Бутырской тюрьме заключенной, членом партии социалистов-революционеров (эсеров) Ревеккой Фиалкой только что подаренным ей фотоаппаратом в 1906 г.
У входа в Пугачевскую башню. Фото Р.Фиалка 1906 г.
Группа арестанток во дворе Бутырской тюрьмы. Фото Р.Фиалка 1906 г.
А.Измайлович в Бутырской тюрьме. Фото Р.Фиалка 1906 г.
Л.Н. Толстой, работая над романом "Воскресение", в январе 1899 года посещал надзирателя Бутырской тюрьмы И.М. Виноградова и расспрашивал о подробностях тюремного быта. В апреле 1899 года он приезжал в пересыльную тюрьму, чтобы пройти с арестантами путь до Николаевского (Ленинградского) вокзала, а затем изобразил этот путь в романе.
Московская центральная политическая тюрьма, получившая такое название в конце ХIХ в. видела в своих стенах немало известных людей: Н.Бауман, Н.Шмидт, К.Ворошилов, Ф.Дзержинский (портрет которого, по преданию, написанный зэком жжённым каблуком на простыне, до сих пор висит в кабинете начальника СИЗО №2), Владимир Маяковский, Нестор Махно... С.Королёв, А.Солженицын.
Группа узников Бутырской тюрьмы, освобожденных после Февральской революции 2 марта 1917 г. В первом ряду слева Н.И. Махно.
В 1906 году Бутырская тюрьма стала называться "Временным централом".
В мае 1908 года в Москве появился знаменитый американский фокусник Гарри Гудини. В рекламных целях он заключил пари о том, что сможет сбежать из любой московской тюрьмы. В Бутырской тюрьме был проведён эксперимент: тщательно обыскав, Гудини заковали в цепи и заперли в специальном окованном, железном ящике. Через 28 минут покрытый потом, Гудини появился перед изумлёнными зрителями.
В 1920 году в тюрьме выступал с концертом Ф.И. Шаляпин.
Вид со двора части старого здания тюрьмы с башней. Строительство здания Следственного управления. Фото 1979 г.
C 1918 по 1956 год Бутырская тюрьма последовательно находилась в подчинении 8-ми различных ведомств: с 1918 года- ВЧК, с 1934 года - ГУКГБ НКВД, с 1949 года - МВД, с 1953 года - МГБ, с 1954 года - УМВД Московской области, с 1956 года УВД ( ГУВД ) исполкома Моссовета.
В 1983 году женщины - заключённые были переведены в отдельное пятиэтажное здание - отдельный женский корпус. В июне 1996 года все женщины - заключённые из разных СИЗО г. Москвы переведены в СИЗО-6 (женский изолятор) в Печатниках.
СИЗО-6 в Печатниках.
Следует отметить, что большая часть перечисленных переоборудований, перестроек и т.п.,
производилась собственными силами без, соответствующим образом, подготовленной технической документации, не были взаимно увязаны и поэтому во многих случаях не соответствует действующим строительным нормам и правилам.
В мае 1994 года, в Бутырке состоялся знаменитый «бутырский банкет». Несколько "авторитетов", бывших заключённых во главе с Сибиряком (Сергеем Липчанским), решили навестить товарищей: гостинчик передать, посидеть, поговорить. Не желая толкаться в тесном помещении в часы для свиданий, уважаемые люди договорились с тюремной администрацией о том, что зайдут 20-го вечерком. О чём некто заботливый и сообщил в РУОП. Борцы с оргпреступностъю сначала даже поверить в такое не могли. Однако информация подтвердилась.
Что делать? Пришлось брать. Операция была суперсекретной, участвовавшие в ней спецы из "Альфы" и СОБРа узнали, в чем дело, лишь в самый последний момент. Ситуация складывалась щекотливая: администрации СИЗО не сообщишь, что вот, мол, идём вас арестовывать. А врываться на территорию тюрьмы без предупреждения, значит угодить под пули охранников. В итоге решили ворваться со стороны «коридора», используя архитектурные особенности Бутырки. Вместо табельного оружия договорились использовать нервно-паралитический газ, электрические разрядники.
Было задержано 34 человека - и из руководства тюрьмы и "гостей". 7 уголовных дел — жуткий скандал. Двое сотрудников тюрьмы получили по году, многих уволили по собственному желанию или отправили на пенсию.
Жилой дом по Новослободской улице, во дворе которого прячется Бутырский замок. Изначально квартиры в этом доме выделялись служащим тюрьмы и сотрудникам правоохранительных органов.
Следственное управление.
Пугачёвская башня и труба
Бутырский замок. Вид со двора.
Чтобы хоть как-то скрасить жильцам дома малосимпатичное соседство двор превращён в небольшой парк. Очень много зелени, цветники, скамейки, детские площадки.
Здание Бутырской тюрьмы является объектом культурного наследия №531.
Уже давно муссируются слухи о переводе тюрьмы в новое здание и обустройстве в Бутырском замке
При тюрьме действует музей. Он как таковой существует с 1971 года — коллектив Бутырки добился разрешения создать его в год 200-летия замка тюрьмы. Однако в течение 28 лет сюда могли попасть лишь сами работники изолятора, чины из МВД и актеры (подвалы гестапо в "Семнадцати мгновениях весны" и комнаты следователей в сериале "Следствие ведут знатоки" — это все именно Бутырка).
Находится музей на третьем этаже Пугачевской башни, где раньше располагались камеры для политических заключенных.
Правда, самые свежие известия об этом музее датируются 2007 годом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Добавить комментарий: