Ещё с доисторических времен человек защищал тело от ударов врага. Вместе с доспехами эволюционировало и оружие, что сподвигло к новым открытиям в защите человеческого тела.
Самым ранним видом брони стала шкура, заимствованная человеком у какого-нибудь другого животного. Шкура оборачивалась вокруг тела, либо просто набрасывалась на плечи и свисала сзади, прикрывая спину. Так был обмундирован Геракл и самые примитивные германские племена,
напиравшие на Римскую империю ещё до новой эры.
Можно конечно удивиться, почему герои древности считали более важным защитить спину, а не грудь. Но ответ на этот вопрос кроется в специфике варварской тактики ведения боя. Как отмечали античные источники, варвары не считали зазорным бегство, то есть показание противнику спины, и, если удары, направленные в грудь, ещё можно было отбить, то избежать снарядов, брошенных в спину, было сложнее.
Конный воин в полном стёганном доспехе включая и коня |
Матерчатый доспех (стёганка или линотракс), зачастую повторяющий вид гражданской одежды, сделанной из большого количества (от 5 до 30) склеенных или простеганных слоев материи, был распространен у множества народов, их использовали египтяне, греки, македонцы, ацтеки, но самый расцвет этого типа доспехов пришёл на средневековую Европу и употреблялся вплоть до XVI столетия. Отдельно следует упомянуть приказ монгольским воинам XII—XIII веков носить шёлковые рубашки на голый торс, как под доспехи, так и без них — этот способ уменьшал глубину ран от стрел и облегчал их удаление.
Матерчатые доспехи имели различный вес, — в основном от двух до шести килограммов, стоимость же их была сравнительно невысокой в связи с чем они были достаточно сильно распространены среди ополчения.
Про степень защиты стёганки, существует полулегендарная история о том как индейцы очень удивили Кортеса тем, что при испытании стрела с обсидиановым (фактически каменным) наконечником, пущенная индейцем, с лёгкостью пробила кольчугу, но завязла в местной очень толстой стёганке.
Более высокие сословия использовали стеганые куртки в виде кафтана набитого конским волосом, пенькой и ватой применялась на Руси, китайцами и древними греками.
рисунок неизвестного художника в журнале The Illustrated London News. June 3,1854. Черкесы. |
Переходным видом от матерчатого к металлическому доспеху были накидки, применявшиеся рядовыми воинами рыцарских орденов. В них на груди, иногда и на спине были вшиты металлические пластины (подобно тому, как это делается на некоторых современных бронежилетах).
Кожаные доспехи
Кожа для изготовления панциря бралась максимально жёсткая и толстая — предпочтительно от буйвола. Носорог, правда, был бы ещё лучше, но достать его шкуру часто было весьма проблематично. Затем путём вываривания в масле коже придавалась дополнительная твёрдость.
Кираса из кожи весила более 4 кг, а полный доспех — 15 кг, но такая броня всё равно пробивалась стрелами из арбалета с дистанции 20—100 метров (в зависимости от конструкции арбалета и числа слоёв кожи), а на малых дистанциях и из мощного лука
Металлические пластины, со временем увеличивались, до тех пор, пока технология позволила выковать нагрудник целиком из одной пластины. Это означало появление металлической кирасы.
В XV веке нагрудники кирас нередко шарообразно выпячивались и состояли по меньшей мере из 2 сегментов — такая конструкция, предназначенная для улучшения подвижности, называлась «рачья грудь».
В отличие от других типов доспехов, которые по большей части иcчезли к концу XVII века (по крайней мере в Европе), кираса использовалась боевой кавалерией до середины XIX века. Несмотря на это, французские кавалеристы продолжали носить кирасы в полевых условиях и в 1914 году.
Кавалергарды- Военная форма,1914. Кавалергардский Ея Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны |
Французские тяжёлые кавалеристы в кирасах на марше в Париже. 1914 |
Во время Первой мировой войны германская армия пыталась применять кирасы в качестве персональной защиты солдат, но в отличие от стальных касок, вернувшихся «в строй» из музеев, стальные кирасы оказались слишком тяжелы для обычного солдата и распространения не получили.
Германский «бронежилет» 1918 года |
Испытание французских кирас. 1918 г. |
Во время Второй мировой войны в СССР применялись кирасы, которые назывались «стальной нагрудник». По форме эти нагрудники напоминали немецкие варианты времён Первой мировой войны. Такие устройства выдавались огнемётным подразделениям, которые были сформированы из саперных частей в качестве специальных «штурмовых рот».
Трофейные японские нагрудники |
Ламмелярный доспех
Название «ламеллярный доспех» происходит от латинского слова lamella, которое означает «пластинка» или «чешуйка». Так называют доспех, который представляет собой сплетённые между собой пластины.
К воплощению этого замысла люди приступили очень рано, и первые чешуйчатые панцири были сделаны в Междуречье ещё из меди. Затем чешую стали делать бронзовой, а ещё позже стальной. В последнем виде она и приобрела большую популярность.
Из всех разновидностей доспехов чешуя оказывалась самым надёжным — пробивалась только пулей, да и то не любой. Серьёзным недостатком чешуи был её вес — пластинки шли практически в два слоя и имели значительную толщину — все-таки сталь была хрупкой. Так что, если сплошной сочлененный рыцарский доспех XV века весил всего 25 килограммов, то чешуйчатый панцирь, прикрывающий только грудь, спину и бёдра, весил немногим меньше.
Кольчужные доспехи
Альтернативой чешуе служил самый популярный доспех в Европе средних веков — кольчужный, представлявший собой, начиная с 12 в., кольчугу с рукавами и капюшоном (обер), укомплектованную дополнительно кольчужными чулками.
Доспех полностью защищал тело, весил сравнительно немного (ок. 8 кг, полный с чулками до 40 (по версии Окшотта) кг), движений особенно не стеснял.
В наиболее развитых регионах Европы кольчуга стала доступной для среднего горожанина только в XIV веке.
Пластинчатые доспехи
В Европе данный тип доспехов назывался Бригантиной. Его появление прослеживается с конца XIII века.
Вес такой одежды мог достигать 12 кг, но в бою такая защита могла выдержать удар рубящим оружием. К сожалению, от дротиков и стрел она спасти не могла.
Они надевались на кожаную или стеганную куртку, иногда на кольчугу. Пластины могли быть скреплены между собой разным способом, в дальнейшем их крепили к кожаной или матерчатой основе.
Вооруженные силы Киевской Руси и воинов-славян, воевавших до середины XIII века, объединяют понятием Войско Древней Руси. Где-то до IX века, по свидетельствам греков, древние славяне не использовали защитного обмундирования. Но с развитием военного искусства, появились разные виды защитного снаряжения.
Главным элементом снаряжения воина вплоть до XVII века оставалась кольчуга. Так называлась рубаха, вначале без рукав, а в дальнейшем с рукавами и сеткой-бармицей для защиты шеи, склепанная или сваренная из колец.
Латные доспехи
Всё это, конечно, были полумеры. Настоящую защиту могли дать только крупные объемные цельнокованые детали.
Латная защита конечностей появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование наручей и поножей, позаимствованных ими во время Реконкисты у арабов.
Чаще всего сплошные элементы брони дополнялись инородными, — как правило гибкими, — кольчужными или кожаными. Однако в Европе очень рано оценили преимущества жесткого бронирования и не остановились, пока не довели идею до логического окончания, сделав доспех действительно сплошным, — сочлененным из отдельных деталей и закрывающим все тело.
В значительной степени желание иметь такие доспехи было обусловлено тактикой действия рыцарской кавалерии. А именно теми двумя обстоятельствами, что тяжелая кавалерия часто атаковала в сомкнутом строю глубиной в несколько рядов, и что король, нередко, считал необходимым находиться в первом ряду. Ведь, по традиции, Европе представители наиболее обеспеченного класса — высшей аристократии, — не только лично участвовали в сражениях, но и, в отсутствие оных, ежегодно должны были биться на турнирах.
Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом |
XIV век - время заката эпохи средневековья, ее золотая осень.
Старая средневековая европейская культура расцвела протуберанцем колоссальной силы и яркости. Данное явление затронуло все проявления общественной жизни, включая, конечно, и военное дело, а значит и вооружение.
Вычурная роскошь и утонченность поздней готики отразились на облике доспеха. Доспех являлся важнейшим символом и атрибутом рыцарства - главной исторической силы Средневековья.
Естественно, что воинское сословие не могло не стремиться к воплощению в своем боевом убранстве всех модных тенденций. Однако производственная база XIV столетия, хотя и была чрезвычайно развита, еще не могла совместить высокую боевую эффективность и технологичность изготовления с эстетическими стандартами Высокой Готики. Только в XV веке оружейники смогут "поднять планку" до общего уровня развития материальной культуры. В тот период доспех превратился в произведение искусства, "стальную скульптуру".
Германские парадные латы с чеканкой и позолотой |
А до тех пор мастера были озабочены, прежде всего, обеспечением безопасности воина во время его ратной работы, что было непростой задачей в условиях повсеместного усиления наступательных средств. Поэтому доспех вплоть до середины - второй половины XIV века отличался заметной тяжеловесностью форм
Доспехи, конечно, особой легкостью не отличались, но они и не были мученическими веригами. Вес боевых доспехов равномерно распределялся по телу и обычно был (судя по оставшимся образцам) около 25 кг (максимум в XVII в. - 33 кг.). Рыцарь в подобной броне мог запрыгнуть на коня, соскочить с него, подняться после падения, сражаться пешим (хотя, естественно, на коне он чувствовал себя гораздо «уютнее»). К тому же, юношей тренировали носить такие доспехи с детства (известны полные комплекты для шести-восьмилетних детей), так что они были для них привычной «спецодеждой»
Германский рыцарь в полном вооружении. |
В 1439 г. в Италии (где изготовлялись одни из самых прочных доспехов), возле города Ангиари, произошло сражение между двумя рыцарскими отрядами. В битве участвовало несколько тысяч рыцарей. За четыре часа ожесточенного боя погиб всего-навсего… один рыцарь! Да и то по чистой случайности: сбитый с коня, он был растоптан копытами конницы!
И лишь на закате Средневековья стали появляться доспехи такого веса, что подняться с земли без посторонней помощи было действительно невозможно. Речь идет не о боевых, а о специальных турнирных доспехах, вошедших в моду только в XVI в. и рассчитанных исключительно на копейный бой.
Боец, одетый во всю эту тяжесть (около 85 кг.), поднимался на коня с помощью бревна и напоминал настоящий «танк», готовый к столкновению. Большего от него и не требовалось. Сбитый с коня, он действительно был беспомощен.
Отрывок из его книги "Горизонты оружия":
"Боевой латный доспех не слишком тяжел: весьма редко он превышал 30 кг (а вот немногим за 20 кг бывал куда чаще); турнирные, случалось, тянули и вдвое больше. Движений он не сковывал АБСОЛЮТНО. В нем можно было танцевать — это, собственно, даже входило в комплекс тренировок; можно было… плавать и даже чуть-чуть бороться в воде (в основном просто притапливая противника и стремясь при этом не последовать за ним). Причем иной раз проделывали это, уже будучи ранеными — и серьезно, и неоднократно!"
Lucas Cranach (I) (1472–1553) Porträt des Joachim II.Lucas Cranach the elder.1520 |
Гульфик носит свое необычное название в память об историческом крое брюк, который существовал в Европе примерно 300 лет, начиная с 14 века. Гульфик в брюках того исторического периода - это род своеобразного кармана или мешочка для мужских гениталий.
Гульфики были и у металлических доспехов или в виде отдельных, тоже металлических, накладных деталей, которые использовали в защитных целях.
Гульфик — элемент доспеха, служащий для предохранения гениталий. Представляет собою бронированный треугольник (реже прямоугольник), который крепился к поясу или подолу грудного прикрытия, пропускался между ног и крепился к поясу сзади или подолу спины.
Drawn by Franz Buch 1546 |
Кольчужная защита гульфика часто была отдельной:
Maximilienne
http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/11
---------------------------------
European, 15th century
Brayette
15th Century
The Cleveland Museum of Art
Такая кольчуга пододевалась под латы:
-----------------------------------
Здесь хорошо видно, что с внутренней стороны ноги у конного всадника не были защищены:
CARPACCIO, Vittore
Portrait of a Knight
1510
Tempera on canvas, 218 x 152 cm
Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid
Готика
Gotische Rüstun
Можно ли облачиться в такой доспех одному? И сколько длится процесс облачения? Даже при одном помощнике (а их чаще бывало двое) это занимало не так много времени.
Ландскнехтские доспехи для простоты «сборки-разборки» имели кирасу, шарнирно сочлененную с набедренниками и наплечниками — у рыцарей эти детали чаще пристегивались отдельно.
А при внезапном нападении — иногда в спешке «накидывали» лишь защиту корпуса и шлем.
Все-таки требовалось не только пряжки и т. п. застегнуть, но и зафиксировать саму броню сквозь специальные отверстия специальными шнурами, крепящимися на поддоспешном одеянии (именно они, особенно — в декоративном варианте, образуют на дворянском — рыцарском! — костюме то обилие лент, подвязок и застежек.
----------------------------------
------------Из коллекции Royal Armouries Museum--------------
========================================
http://collections.royalarmouries.org/i ndex.php?a=wordsearch&s=gallery&w=Codpiece&go=GO
Можно сказать, рыцарский комплекс вооружения — продукт высоких технологий. Правда, по этой причине он, хотя и слегка распространился за пределы рыцарства, для массовой не элитной пехоты был слишком дорог.
Кроме того, и для самого умелого бойца 30-килограммовая «легкость» и подвижность латных сочленений весьма относительны в долгой муторной сумятице пешего сражения, особенно когда в ходе него требуется бежать (пусть даже вперед), карабкаться… Так что если было известно, что назавтра предстоит «штурмовой» бой, — скажем, атака вражеских укреплений, — рядовые рыцари норовили выходить на него в неполном облачении. А знатные аристократы могли себе позволить «спецодежду» — облегченные конструкции с высокой долей кольчатого и мелкопластинчатого набора. Они были крайне дорогие и, за счет высоких технологий, достаточно надежные. Силе таранного удара кавалерийского копья они противостоять не могли — но в пешем бою вполне защищали. А от всего прочего спасало личное мастерство и… усилия свиты.
====================Картины========
TIZIANO Vecellio
Portrait of Francesco Maria della Rovere, Duke of Urbino
1536-38
Oil on canvas, 114 x 103 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
Rubens
Rubens, Guercino, Pencz And Van Dyck To Highlight Christie’s Summer Auction Of Old Masters And 19th Century Art In London
http://www.ukauctionnews.com/2010/06/ru bens-guercino-pencz-and-van-dyck-to.html
========================Генрих VIII==========================
---------------------------------------- -----------------------
Henry VIII: ca 1545
Его шлемы
Шлем Генриха VIII, 1511-1514
Battle of the Spurs: 1513
Битва шпор, 1513. Это деталь из картины в память английской победы над Францией. Именно во время этой кампании, началось тесная дружба Генри с кардиналом Томасом Вулси . Фигура Генри находится в центре, принимая капитуляцию .
---------------------------------
Здесь его подлинные доспехи из музеев Тауэра и Лидса:
Можно сказать, рыцарский комплекс вооружения — продукт высоких технологий. Правда, по этой причине он, хотя и слегка распространился за пределы рыцарства, для массовой не элитной пехоты был слишком дорог.
Кроме того, и для самого умелого бойца 30-килограммовая «легкость» и подвижность латных сочленений весьма относительны в долгой муторной сумятице пешего сражения, особенно когда в ходе него требуется бежать (пусть даже вперед), карабкаться… Так что если было известно, что назавтра предстоит «штурмовой» бой, — скажем, атака вражеских укреплений, — рядовые рыцари норовили выходить на него в неполном облачении. А знатные аристократы могли себе позволить «спецодежду» — облегченные конструкции с высокой долей кольчатого и мелкопластинчатого набора. Они были крайне дорогие и, за счет высоких технологий, достаточно надежные. Силе таранного удара кавалерийского копья они противостоять не могли — но в пешем бою вполне защищали. А от всего прочего спасало личное мастерство и… усилия свиты.
====================Картины========
TIZIANO Vecellio
Portrait of Francesco Maria della Rovere, Duke of Urbino
1536-38
Oil on canvas, 114 x 103 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
Rubens
Rubens, Guercino, Pencz And Van Dyck To Highlight Christie’s Summer Auction Of Old Masters And 19th Century Art In London
http://www.ukauctionnews.com/2010/06/ru
========================Генрих VIII==========================
----------------------------------------
Henry VIII: ca 1545
Его шлемы
Шлем Генриха VIII, 1511-1514
Battle of the Spurs: 1513
Битва шпор, 1513. Это деталь из картины в память английской победы над Францией. Именно во время этой кампании, началось тесная дружба Генри с кардиналом Томасом Вулси . Фигура Генри находится в центре, принимая капитуляцию .
---------------------------------
Здесь его подлинные доспехи из музеев Тауэра и Лидса:
Place and date of manufacture English, Southwark, 1520
Доспехи короля Генриха VIII. Предназначен для больших турниров, известный как Drap Champ-де-дор или Область золотой парчи, состоявшейся между Франциск I, король Франции и Генриха VIII в 1520 году
-------------------------------
Armor of King Henry VIII of England
Field Armor of King Henry VIII of England
Steel, blackened, etched, and gilt: textile and leather
Italian (milan or Brescia), about 1544
Этот броня была сделана для Генриха VIII (р. 1509-1547) к концу его жизни, когда он был избыточном весе и стродал подагрой. Это был, вероятно последний его военный похода, осады Булони в 1544 году, которым он командовал лично, несмотря на свою немощь.
King Henry VIII's armor, now at the Tower of London, had to protect the "crown jewels"
Armor of King Henry VIII of England
King Henry VIII's armor at the Tower of London
King Henry VIII's armor at the Tower of London
King Henry VII Armour-лошадь
======================================== ==========
Как у всадника защищали нижнюю часть тела? Просто- седлом:
Его конструкция имела подьем спереди и сзади:
-------------------------
Лошадь в полной броне под всадником тоже могла плыть. Конский доспех весил 20—40 кг — считанные проценты от собственного веса огромного рыцарского коня.
Anchaint horse armor at the Musée de l'Armée in Paris
На резвость общая нагрузка все же влияла достаточно серьезно: лошадей пускали в галоп лишь в тех случаях, когда без этого было никак не обойтись. Прежде всего, конечно, при таранной сшибке с врагом. Впрочем, даже в XV в. конь редко имел полную броню: чаще — налобник, нагрудник (порой, в зависимости от типа противника, важней оказывался закрывающий шею наборный «шарф») и/или боевая попона.
Anchaint armor at the Musée de l'Armée in Paris
---------------------------------------- -
------------------Парадные латы-всадники-------
======================================== ==============
======================================== =====
===================Латы "с юбочкой"=========
Jean Marot, Le Voyage de Gênes (Voyage to Genoa) (Jean Bourdichon, painter), Tours, around 1508, Manuscripts Department, Western Section, Fr. 5091, Parchment
Louis XII's rapid conquest of the city of Genoa in April 1507
Horse and dress armor for King Henry VIII in 1515.
-------------------------
Tonlet armour. English, Southwark, 1520
Of King Henry VIII. Made to replace the foot combat armour (II.6) for the great tournament, known as the Champ de Drap dOr or Field of Cloth of Gold, held between Francois I, King of France and Henry VIII in 1520
--------------------------
Armadura de la guarnición de Mühlberg del emperador Carlos V. Desiderius Helmschmid (1544).
http://lostonsite.wordpress.com/201 0/05/22/cuando-el-poder-crea-arte/
Tizian
Карл 5
-------------------Вельможи в латах-------------
Portrait of Guidobaldo II della Rovere, Duke of Urbino
by Bronzino Angelo
Palazzo Pitti (Florence)
The codpiece , or braguette
Duke Cosimo I de' Medici in Armor
oil on panel, C.1545
Agnolo Bronzino
---------------------------------------- ------
Jacopo Robusti Tintoretto, c1550: Man in Armour
Vienna, Kunsthistorisches Museum
portrait-of sir-Nicholas-Carew-
Нans Нolbein the younger
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of Prince Charles Louis, Elector Palatine
1641
Oil on canvas, 107 x 93 cm
Private collection
======================================== ======
Отрывки из Рабле, "Гаргантюа и Пантагрюэль", как раз про гульфики
Это настоящая поэма!
..."На гульфик пошло шестнадцать с четвертью локтей той же шерстяной материи, и сшит он был в виде дуги, изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с апельсин. А ведь этот камень, как утверждают Орфей в своей книге De lapidibusи Плиний, libro ultimo, обладает способностью возбуждать и укреплять детородный член.
Выступ на гульфике выдавался на полтора локтя, на самом гульфике были такие же прорезы, как на штанах, а равно и пышные буфы такого же голубого дамасского шелку. Глядя на искусное золотое шитье, на затейливое, ювелирной работы, плетенье, украшенное настоящими брильянтами, рубинами, бирюзой, изумрудами и персидским жемчугом, вы, уж верно, сравнили бы гульфик с прелестным рогом изобилия, который вам приходилось видеть на древних изображениях и который подарила Рея двум нимфам, Адрастее и Иде, вскормившим Юпитера.
Вечно влекущий, вечно цветущий, юностью дышащий, свежестью пышущий, влагу источающий, соками набухающий, оплодотворяющий, полный цветов, полный плодов, полный всякого рода утех, – вот как перед Богом говорю, до чего же приятно было на него смотреть! Более подробно, однако ж, я остановлюсь на этом в своей книге О достоинствах гульфиков. Полагаю, впрочем, нелишним заметить, что гульфик был не только длинен и широк, – внутри там тоже всего было вдоволь и в изобилии, так что он нимало не походил на лицемерные гульфики многих франтов, к великому прискорбию для женского сословия наполненные одним лишь ветром."
------------------------Испания--------- --------
======================================== ============
TIZIANO Vecellio
Portrait of Philip II in Armour
1550-51
Oil on canvas, 193 x 111 cm
Museo del Prado, Madrid
Philip II, King of Spain, by unknown artist.
1580
Contemporary portrait Philip II of Spain
PANTOJA DE LA CRUZ, Juan
Portrait of Felipe Manuel, Prince of Savoya
c. 1604
Oil on canvas, 111,5 x 89,5 cm
Museo de Bellas Artes, Bilbao
Отрывки из Рабле:
"Панург только пожелал, чтобы гульфик на его штанах был в три фута длиною, и притом не круглый, а четырехугольный, что и было исполнено, и на Панурга после этого было одно удовольствие смотреть. И сам Панург часто говаривал, что род человеческий еще не знает всех преимуществ и всей пользы длинного гульфика, но со временем он-де это поймет, ибо все полезные вещи изобретаются в свое время.
– Да хранит Господь того, кому длинный гульфик спас жизнь! – твердил он. – Да хранит Господь того, кому длинный гульфик принес в один день сто шестьдесят девять тысяч экю! Да хранит Господь того, кто благодаря своему длинному гульфику спас целый город от голодной смерти! Нет, ей-богу, когда у меня будет больше свободного времени, я непременно напишу книгу Об удобствах длинных гульфиков!
Felipe II. Tiziano (1550)
Retrato de cuerpo entero de Felipe II (1556-1598) siendo príncipe realizado por Tiziano en Augsburgo entre noviembre de 1550 y marzo de 1551.
-----------------Парадные доспехи из музеев--------------
======================================== ===========
Armor for various kings and nobles displayed in the White Tower at the Tower of London
---------------------------------------- -
European armor, The Metropolitan Museum of Art
--------------------"Lions Armour"----------------
======================================== ============
---------------------------------------- --
The "Lions Armour" belonging to King Francois I
Musée de l'Armée
Musée de l'Armée
---------------------------
Harquebus Armor of Pedro II, King of Portugal, ca. 1683
Attributed to Richard Holden (recorded 1658-708)
English (London)
======================Детские латы===============
---------------------------------------- ---------------
Доспехи начинали учиться носить с детства- к совершеннолетию юный рыцарь успевал поносить(перерасти) несколько комплектов, каждый из которых стоил очень больших денег.
----------------------------------
Henry, Prince of Wales, son of James I, granson of Mary, Queen of Scots
studio of Isaac Oliver,miniature,circa 1610
Henry Frederick, Prince of Wales (19 February 1594 – 6 November 1612) was the eldest son of King James I & VI and Anne of Denmark. His name comes from grandfathers Henry Stuart, Lord Darnley and Frederick II of Denmark.
Кстати, такие подростковые латы — не битые, не рубленые, отлично сохранившиеся — обильно поступают в музеи, формируя устоявшийся предрассудок о крайней малорослости средневековых людей. На самом деле воинские костюмы «для детей старше 16-ти» демонстрируют разброс от среднестатистических 165 см (нормально для предакселерационной эпохи) до вполне баскетбольных показателей — ну, разве что более редких, чем сейчас.
Ну и конечно- для мальчиков тоже делали гульфик, соответствующие моде по времени:
--------------------Alessandro Farnese-------------------------
======================================== ===================
Ritratto allegorico con Parma che abbraccia Alessandro Farnese
Girolamo Mazzola Bedoli
(1500 ca - 1569)
Parma, Galleria Nazionale
Ritratto di Alessandro Farnese
Alonso Sanchez Coello (1531 - 1588)
Parma, Galleria Nazionale
====================
---------------------------------------- -
Felipe III- принц
Armadura de Felip III niño. Milán hacia 1585. Acero grabado, repujado, pavonado y dorado.
------------------Alonso Sanchez Coello-----------------------
Alejandro Farnese
Alonso Sánchez Coello
Fecha: 1561
1585.
Alonso Sánchez Coello
-retrato-de-don-juan-de-austria
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert
1637
Oil on canvas, 132 x 152 cm
Musée du Louvre, Paris
Доспехи короля Генриха VIII. Предназначен для больших турниров, известный как Drap Champ-де-дор или Область золотой парчи, состоявшейся между Франциск I, король Франции и Генриха VIII в 1520 году
-------------------------------
Armor of King Henry VIII of England
Field Armor of King Henry VIII of England
Steel, blackened, etched, and gilt: textile and leather
Italian (milan or Brescia), about 1544
Этот броня была сделана для Генриха VIII (р. 1509-1547) к концу его жизни, когда он был избыточном весе и стродал подагрой. Это был, вероятно последний его военный похода, осады Булони в 1544 году, которым он командовал лично, несмотря на свою немощь.
King Henry VIII's armor, now at the Tower of London, had to protect the "crown jewels"
Armor of King Henry VIII of England
King Henry VIII's armor at the Tower of London
King Henry VIII's armor at the Tower of London
King Henry VII Armour-лошадь
========================================
Как у всадника защищали нижнюю часть тела? Просто- седлом:
Его конструкция имела подьем спереди и сзади:
-------------------------
Лошадь в полной броне под всадником тоже могла плыть. Конский доспех весил 20—40 кг — считанные проценты от собственного веса огромного рыцарского коня.
Anchaint horse armor at the Musée de l'Armée in Paris
На резвость общая нагрузка все же влияла достаточно серьезно: лошадей пускали в галоп лишь в тех случаях, когда без этого было никак не обойтись. Прежде всего, конечно, при таранной сшибке с врагом. Впрочем, даже в XV в. конь редко имел полную броню: чаще — налобник, нагрудник (порой, в зависимости от типа противника, важней оказывался закрывающий шею наборный «шарф») и/или боевая попона.
Anchaint armor at the Musée de l'Armée in Paris
----------------------------------------
------------------Парадные латы-всадники-------
========================================
========================================
===================Латы "с юбочкой"=========
Jean Marot, Le Voyage de Gênes (Voyage to Genoa) (Jean Bourdichon, painter), Tours, around 1508, Manuscripts Department, Western Section, Fr. 5091, Parchment
Louis XII's rapid conquest of the city of Genoa in April 1507
Horse and dress armor for King Henry VIII in 1515.
-------------------------
Tonlet armour. English, Southwark, 1520
Of King Henry VIII. Made to replace the foot combat armour (II.6) for the great tournament, known as the Champ de Drap dOr or Field of Cloth of Gold, held between Francois I, King of France and Henry VIII in 1520
--------------------------
Armadura de la guarnición de Mühlberg del emperador Carlos V. Desiderius Helmschmid (1544).
http://lostonsite.wordpress.com/201
Tizian
Карл 5
-------------------Вельможи в латах-------------
Portrait of Guidobaldo II della Rovere, Duke of Urbino
by Bronzino Angelo
Palazzo Pitti (Florence)
The codpiece , or braguette
Duke Cosimo I de' Medici in Armor
oil on panel, C.1545
Agnolo Bronzino
----------------------------------------
Jacopo Robusti Tintoretto, c1550: Man in Armour
Vienna, Kunsthistorisches Museum
portrait-of sir-Nicholas-Carew-
Нans Нolbein the younger
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of Prince Charles Louis, Elector Palatine
1641
Oil on canvas, 107 x 93 cm
Private collection
========================================
Отрывки из Рабле, "Гаргантюа и Пантагрюэль", как раз про гульфики
Это настоящая поэма!
..."На гульфик пошло шестнадцать с четвертью локтей той же шерстяной материи, и сшит он был в виде дуги, изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с апельсин. А ведь этот камень, как утверждают Орфей в своей книге De lapidibusи Плиний, libro ultimo, обладает способностью возбуждать и укреплять детородный член.
Выступ на гульфике выдавался на полтора локтя, на самом гульфике были такие же прорезы, как на штанах, а равно и пышные буфы такого же голубого дамасского шелку. Глядя на искусное золотое шитье, на затейливое, ювелирной работы, плетенье, украшенное настоящими брильянтами, рубинами, бирюзой, изумрудами и персидским жемчугом, вы, уж верно, сравнили бы гульфик с прелестным рогом изобилия, который вам приходилось видеть на древних изображениях и который подарила Рея двум нимфам, Адрастее и Иде, вскормившим Юпитера.
Вечно влекущий, вечно цветущий, юностью дышащий, свежестью пышущий, влагу источающий, соками набухающий, оплодотворяющий, полный цветов, полный плодов, полный всякого рода утех, – вот как перед Богом говорю, до чего же приятно было на него смотреть! Более подробно, однако ж, я остановлюсь на этом в своей книге О достоинствах гульфиков. Полагаю, впрочем, нелишним заметить, что гульфик был не только длинен и широк, – внутри там тоже всего было вдоволь и в изобилии, так что он нимало не походил на лицемерные гульфики многих франтов, к великому прискорбию для женского сословия наполненные одним лишь ветром."
------------------------Испания---------
========================================
TIZIANO Vecellio
Portrait of Philip II in Armour
1550-51
Oil on canvas, 193 x 111 cm
Museo del Prado, Madrid
Philip II, King of Spain, by unknown artist.
1580
Contemporary portrait Philip II of Spain
PANTOJA DE LA CRUZ, Juan
Portrait of Felipe Manuel, Prince of Savoya
c. 1604
Oil on canvas, 111,5 x 89,5 cm
Museo de Bellas Artes, Bilbao
Отрывки из Рабле:
"Панург только пожелал, чтобы гульфик на его штанах был в три фута длиною, и притом не круглый, а четырехугольный, что и было исполнено, и на Панурга после этого было одно удовольствие смотреть. И сам Панург часто говаривал, что род человеческий еще не знает всех преимуществ и всей пользы длинного гульфика, но со временем он-де это поймет, ибо все полезные вещи изобретаются в свое время.
– Да хранит Господь того, кому длинный гульфик спас жизнь! – твердил он. – Да хранит Господь того, кому длинный гульфик принес в один день сто шестьдесят девять тысяч экю! Да хранит Господь того, кто благодаря своему длинному гульфику спас целый город от голодной смерти! Нет, ей-богу, когда у меня будет больше свободного времени, я непременно напишу книгу Об удобствах длинных гульфиков!
Felipe II. Tiziano (1550)
Retrato de cuerpo entero de Felipe II (1556-1598) siendo príncipe realizado por Tiziano en Augsburgo entre noviembre de 1550 y marzo de 1551.
-----------------Парадные доспехи из музеев--------------
========================================
Armor for various kings and nobles displayed in the White Tower at the Tower of London
----------------------------------------
European armor, The Metropolitan Museum of Art
--------------------"Lions Armour"----------------
========================================
----------------------------------------
The "Lions Armour" belonging to King Francois I
Musée de l'Armée
Musée de l'Armée
---------------------------
Harquebus Armor of Pedro II, King of Portugal, ca. 1683
Attributed to Richard Holden (recorded 1658-708)
English (London)
======================Детские латы===============
----------------------------------------
Доспехи начинали учиться носить с детства- к совершеннолетию юный рыцарь успевал поносить(перерасти) несколько комплектов, каждый из которых стоил очень больших денег.
----------------------------------
Henry, Prince of Wales, son of James I, granson of Mary, Queen of Scots
studio of Isaac Oliver,miniature,circa 1610
Henry Frederick, Prince of Wales (19 February 1594 – 6 November 1612) was the eldest son of King James I & VI and Anne of Denmark. His name comes from grandfathers Henry Stuart, Lord Darnley and Frederick II of Denmark.
Кстати, такие подростковые латы — не битые, не рубленые, отлично сохранившиеся — обильно поступают в музеи, формируя устоявшийся предрассудок о крайней малорослости средневековых людей. На самом деле воинские костюмы «для детей старше 16-ти» демонстрируют разброс от среднестатистических 165 см (нормально для предакселерационной эпохи) до вполне баскетбольных показателей — ну, разве что более редких, чем сейчас.
Ну и конечно- для мальчиков тоже делали гульфик, соответствующие моде по времени:
--------------------Alessandro Farnese-------------------------
========================================
Ritratto allegorico con Parma che abbraccia Alessandro Farnese
Girolamo Mazzola Bedoli
(1500 ca - 1569)
Parma, Galleria Nazionale
Ritratto di Alessandro Farnese
Alonso Sanchez Coello (1531 - 1588)
Parma, Galleria Nazionale
====================
----------------------------------------
Felipe III- принц
Armadura de Felip III niño. Milán hacia 1585. Acero grabado, repujado, pavonado y dorado.
------------------Alonso Sanchez Coello-----------------------
Alejandro Farnese
Alonso Sánchez Coello
Fecha: 1561
1585.
Alonso Sánchez Coello
-retrato-de-don-juan-de-austria
DYCK, Sir Anthony van
Portrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert
1637
Oil on canvas, 132 x 152 cm
Musée du Louvre, Paris
Глава VIII- Рабле:
Почему гульфик есть самый главный доспех ратника
-----------------------------------------------------
"Что же касается штанов, то в давнопрошедшие времена я слыхал от моей двоюродной бабушки Лорансы, что они существуют для гульфика.
Я понимаю это в том смысле, в каком милый чудак Гален, рассуждая в книге девятой о Назначении частей нашего тела, сказал, что голова существует для глаз[492]. Природа могла бы вздеть голову на коленки или же на локти, однако, сотворив глаза, дабы мы различали предметы вдали, она их вставила в голову, а голову, точно древко, воткнула в самую верхнюю часть тела, подобно тому как маяки и высокие башни строятся всегда на возвышенном месте, дабы свет был виден издали.
А так как я хочу некоторое время, – по крайней мере с годик, – отдохнуть от военной службы и жениться, то я уже не ношу гульфика, а следственно, и штанов, ибо гульфик есть самый главный доспех ратника. И теперь я готов утверждать под страхом любой кары вплоть до костра (только не включительно, а исключительно), что турки недостаточно хорошо вооружены, оттого что ношение гульфиков воспрещено у них законом."
----------------"Шутливые гульфики"-----
Cod-Piece_by_Wendelin_Boeheim
Cod Pieces, 16c
Date
Wendelin Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunderts, Leipzig 1890
---------------------------------
------------------Современные вариации на тему---------------
Театральная постановка:
Don Juan
http://theoldtrouts.org/pages/gallery.h
==================================
" Давно прошли те времена,Елены Троянской
Когда турниры проводились,
Засунув ноги в стремена,
На кОнях рыцари рубились.
За кроткий взор прекрасных дам,
Поддавшись чувствам благородным,
Бросали вызов всем врагам,
Сражаясь в битвах сумасбродных.
Открыв забрало, стиснув меч,
Прикрыв щитом коня гнедого,
За долгий взгляд коротких встреч
И к счастью долгую дорогу.
Как жаль - прошли те времена,
Но рыцарь в сердце обитает
И если вдруг в беде ОНА -
Мужчина уж коня седлает.
Забыв проблемы и дела,
Не озираясь на ненастья,
Собой от горя заслоня,
Своей любимой дарит счастье..."
СМОТРИТЕ ЕЩЕ
Доспехи- Эпоха рыцарских времен часть1
Доспехи не только для людей часть2
О доспехах:
книга
Григория Панченко, профессионального оружиеведа.
http://lib.rus.ec/b/95479/read
m_smaragd-Он вообще много интересностей рассказывает (в предельно доступной форме) в своих статьях и книгах: "Горизонты оружия", "Луки и арбалеты в бою", "Клинок в бою" и другие, а статьи можно найти в киевском журнале "Реальность фантастики".
Деталей доспехов очень много здесь:
http://www.lunacommons.org/luna/ser vlet/view/all/what/Arms/?sort=Title%2CDa te_Original%2CLanguage%2CCoverage&showAll=when&os=0
==============================
http://commons.wikimedia.org/wiki/Categ ory:Codpieces
========================================
http://www.thehendricks.net/codpiece_hi
http://www.artst.org/high-renaissance/
http://www.tudorplace.com.ar/
http://www.google.ru/images?hl=ru&newwindow=1&client=firefox&rls=org.mozilla:ru:official&q=http://www.tudorplace.org&um=1&ie=UTF-8&source=og&sa=N&tab=wi&biw=1592&bih=833
http://realmofvenus.renaissanceitaly.ne
http://www.tudorplace.com
http://www.britishmuseum.org/
http://www.google.ru/images?q=Alonso+Sa
http://www.itisgalilei.parma.it/itis/no
http://www.flickr.com/photos/xerones/36
http://www.flickr.com/search/?q=Lion%20
http://www.flickr.com/search/?q=%20Armo
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/s
http://www.viceland.com/blogs/nl/tag/ku
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/s
Комментариев нет:
Отправить комментарий