![]() |
Сергей Михайлович Прокудин-Горский |
Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».
Прокудин–Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В 1908 году Прокудин– Горский задумал и разработал план использования новых технологических достижений, сделанных в цветной фотографии, для систематической фотодокументации Российской Империи. Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций».
Получив в распоряжение от царя Николая II специально оборудованный железнодорожный вагон с темной комнатой и имея на руках два разрешения, обеспечивающих ему доступ в запретные зоны и содействие со стороны бюрократических кругов Империи, Прокудин–Горский провел фотообзор Российской Империи с 1907 по 1915 год и прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.
![]() |
Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским. |
Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский 27 сентября 1944 (81 год) в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Прокудин–Горский " Фотообзор Российской Империи"
Общий вид с Волгой:

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось.
В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.
В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах...
г. Пермь:










Старый тракт на Москву. Город Ржев:

Общий вид Белозерска с крепостного вала:

Рязань. Вид с колокольни Успенского собора:

Рязань. Общий вид с севера:

Рязань. Вид с юго-востока:




Екатеринбург. Общий вид южной части:

Екатеринбург. Общий вид центральной части:

Заводские поселения Верх-Исетского завода (Екатеринбург)

Место бывшего престола во временной полотн. церкви мушкетёрского полка (Екатеринбург)

Трапезная и церковь Скорбящей Божьей Матери в монастыре (Тихвинский монастырь) Екатеринбург

г. Екатеринбург. Общий вид северной части

г. Екатеринбург. Обсерватория на Плешивой горе:

Строгательная машина Императорской гранильной фабрики. Екатеринбург:


Вид на Златоустовский завод. Вдали гора Таганай:

Общий вид на Пермь с городских горок:

Вид на Пермь с железнодорожного моста через Каму:

Вид на церковь святого Георгия. Старая Ладога:

Торжок. Вид с западной стороны:

Торжок. Вид на город с севера:

Вид с крепостного вала на Торжок:

Торжок. Вид на город с восточной стороны:

Торжок. Лагерь и казармы:

Торжок. Борисоглебский монастырь с моста:

Город Смоленск. Вид с колокольни Успенского собора:

Город Полоцк.

Вид на Каменский чугунно-плавильный завод:

Ростов Великий. Гимназия Кекина:

Общий вид Ростова с колокольни Всехсвятской церкви:

Общий вид города Кириллова с колокольни Казанского собора:


Вид на Суздаль по реке Каменке:

Город Владимир:

Суздаль. Вид с колокольни Ризоположенского монастыря:

Вид на заречную часть Тюмени от монастыря:

г.Тобольск:

Вид на Тобольск от Успенского собора:

Чердынь:

Доменные печи на Саткинском заводе:

Вид на город Кинешму с востока:

На сенокосе около привала. Российская империя.

Три поколения. Андрей Петров Калганов (прим. фотографа: бывший мастер завода. На службе был 55 лет. Имел счастье подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству), его сын и его внучка. Двое последних работают в мастерских Златоустовского завода:

Город Старица. Заволжская сторона.

Река Москва от Ферапонтовского монастыря. У Можайска:


Тип олончанина:

Молочная в Дагомысе:

Школа в деревне Пергуба:

Старинный боярский возок "радка":

Старинные сани-пошевни 18 века:

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой:

Постройка шлюза близ села Кузьминского на Оке:

Лесопилка на реке Оке:

Строительство плотины (Белоомут):

Река Ока. Машинное отделение:

Распилка брёвен:

Работы по постройке плотины:

Город Чердынь:

В городе Златоусте:

Северо-западная часть города Златоуста:

Камнечерпательная машина:

Александров. Общий вид на Троицкий монастырь:

Торжок. Вид на город с восточной стороны:

Мельница и плотина на реке Полотье:

Крестьяне на покосе:

Вид на новую Ладогу:

Город Двинск:

Каслинские поселения с озером:

Город Ржев:

Насосы для откачивания воды:

Общий вид северо-западной части Смоленска:


Церковь св. Николая Чудотворца в Тобольске:

Кордон (сторожка) в лесу:


Сушка сетей на озере Карякино:

Витебск:




Монахи за работой. Посадка картофеля:


Хижина поселенца Артемия по прозвищу Кота, живущего на этом месте более 40 лет:

А на этом фото сама съёмочная группа:

Рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства.
О чём говорит это спокойствие; что оно означает:
"Хозяин дома".
Комментариев нет:
Отправить комментарий