В истории церкви известны жития множества мучеников
В церковной литературе хватает и казней экзотических, и подвигов беспримерных - а все равно редко кого встретишь в живописи чаще Себастьяна.
Страдания христианского мученика, пронзаемого стрелами, были весьма популярным сюжетом и в ренессансной живописи, и позднее - вплоть до наших дней.
По одной версии, Себастьян стал популярен из-за эпидемий чумы, которые регулярно свирепствовали в Европе. В ту пору этот святой почитался как защитник от страшной болезни.
Другая версия гласит, что сюжет полюбился живописцам совсем по иной причине: он позволял изображать обнаженное тело без опасений, что церковь найдет это неприличным. Художники Возрождения боготворили античные идеалы наготы, но долгое время вынуждены были считаться с религиозными ограничениями.
Вероятно, что по этой же причине изменился и возраст Себастьяна.
По легенде он к моменту казни был мужчиной в зрелых летах и при солидной должности, а на большинстве картин мы обнаруживаем прекрасного юношу сродни Адонису или Аполлону. Чем еще, как не вниманием авторов к цветущей и совершенной плоти, объяснить такую метаморфозу?
Духовный пафос в этом сюжете был все-таки не менее важен. Образ Себастьяна трактовался как героический. Персонаж чаще всего выглядел непреклонным в вере и безразличным к неминуемой гибели.
Первые изображения мученика появились на фресках еще в VII веке. А с началом Ренессанса для Себастьяна настал поистине золотой период. Иконография этого святого, то есть совокупность вариантов его изображения, довольно обширна.
Мозаичная икона Святого Себастьяна VII века.
Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб.
С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.
Самым распространенным был сюжет с расстрелянием мученика. Повальное увлечение им пришлось на XV столетие. Почти одновременно с Антонелло да Мессиной свои варианты картин на эту тему создали Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Сандро Боттичелли, а позднее к ним присоединились Тициан, Эль Греко, Паоло Веронезе, Хусепе Рибера, Антонис Ван Дейк.
Иногда сюжет будто становился навязчивой идеей. Например, Перуджино умудрился написать восемь картин со святым Себастьяном в главной роли, Гюстав Моро - семь, Гвидо Рени - пять. Возможно, впрочем, подобная продуктивность диктовалась пристрастием публики. Рассказывают, что когда французский король Людовик XIII увидел "Святого Себастьяна" кисти Жоржа де ла Тура, он распорядился вынести из своей комнаты все другие картины.
Между прочим, от стрел как раз Себастьян не погиб. Предание сообщает, что начальник преторианской гвардии, втайне обращавший людей в христианство и приговоренный за это императором Диоклетианом к расстрелянию стрелами, после казни остался жив. Израненного Себастьяна выходила некая вдова по имени Ирина.
Смерть пришла к нему позже, когда он вновь явился к императору и принялся обличать того за неоправданную жестокость по отношению к верующим в Иисуса. На сей раз Диоклетиан приказал забить непокорного камнями и сбросить тело в сточную канаву. Впрочем, окончательное погребение Себастьяна произошло в катакомбах, где его захоронили единоверцы. Несмотря на один и тот же "исходный материал", Себастьян у всех получался разным: у Мантеньи - суровым, у Риберы - экстатичным, у Гвидо Рени - женственным. А через несколько веков Сальвадор Дали и вовсе изобразил его в виде гермафродита на картине "Двуполый святой Себастьян". Такая трактовка в наши дни получила особую популярность. Дело в том, что после искоренения чумы святой долго считался покровителем солдат и полицейских, но сегодня к его небесным функциям добавилась еще одна, которую официальная церковь не признает. Своим защитником Себастьяна объявили геи, исповедующие католичество.
В церковной литературе хватает и казней экзотических, и подвигов беспримерных - а все равно редко кого встретишь в живописи чаще Себастьяна.
Страдания христианского мученика, пронзаемого стрелами, были весьма популярным сюжетом и в ренессансной живописи, и позднее - вплоть до наших дней.
По одной версии, Себастьян стал популярен из-за эпидемий чумы, которые регулярно свирепствовали в Европе. В ту пору этот святой почитался как защитник от страшной болезни.
Другая версия гласит, что сюжет полюбился живописцам совсем по иной причине: он позволял изображать обнаженное тело без опасений, что церковь найдет это неприличным. Художники Возрождения боготворили античные идеалы наготы, но долгое время вынуждены были считаться с религиозными ограничениями.
Вероятно, что по этой же причине изменился и возраст Себастьяна.
По легенде он к моменту казни был мужчиной в зрелых летах и при солидной должности, а на большинстве картин мы обнаруживаем прекрасного юношу сродни Адонису или Аполлону. Чем еще, как не вниманием авторов к цветущей и совершенной плоти, объяснить такую метаморфозу?
Духовный пафос в этом сюжете был все-таки не менее важен. Образ Себастьяна трактовался как героический. Персонаж чаще всего выглядел непреклонным в вере и безразличным к неминуемой гибели.
Первые изображения мученика появились на фресках еще в VII веке. А с началом Ренессанса для Себастьяна настал поистине золотой период. Иконография этого святого, то есть совокупность вариантов его изображения, довольно обширна.
Мозаичная икона Святого Себастьяна VII века.
Святой Себастьян обычно изображается в виде полуобнаженного юноши, пронзенного стрелами. Здесь мы видим старца, одетого в парадные одежды. Его убеленную сединами голову окружает нимб.
С этой мозаикой связана интересная легенда. Когда в Павии началась эпидемия чумы, появилось поверие, что она остановится, если в церкви Сан Пьетро ин Винколи будет сооружен алтарь, посвященный Святому Себастьяну. Этот алтарь победил черную смерть и, золота аура Себастьяна нейтрализует устрашающее впечатление, производимое белокрылой Синьорой с косой, как итальянцы именуют смерть.
Самым распространенным был сюжет с расстрелянием мученика. Повальное увлечение им пришлось на XV столетие. Почти одновременно с Антонелло да Мессиной свои варианты картин на эту тему создали Андреа Мантенья, Антонио Поллайоло, Сандро Боттичелли, а позднее к ним присоединились Тициан, Эль Греко, Паоло Веронезе, Хусепе Рибера, Антонис Ван Дейк.
Иногда сюжет будто становился навязчивой идеей. Например, Перуджино умудрился написать восемь картин со святым Себастьяном в главной роли, Гюстав Моро - семь, Гвидо Рени - пять. Возможно, впрочем, подобная продуктивность диктовалась пристрастием публики. Рассказывают, что когда французский король Людовик XIII увидел "Святого Себастьяна" кисти Жоржа де ла Тура, он распорядился вынести из своей комнаты все другие картины.
Между прочим, от стрел как раз Себастьян не погиб. Предание сообщает, что начальник преторианской гвардии, втайне обращавший людей в христианство и приговоренный за это императором Диоклетианом к расстрелянию стрелами, после казни остался жив. Израненного Себастьяна выходила некая вдова по имени Ирина.
Смерть пришла к нему позже, когда он вновь явился к императору и принялся обличать того за неоправданную жестокость по отношению к верующим в Иисуса. На сей раз Диоклетиан приказал забить непокорного камнями и сбросить тело в сточную канаву. Впрочем, окончательное погребение Себастьяна произошло в катакомбах, где его захоронили единоверцы. Несмотря на один и тот же "исходный материал", Себастьян у всех получался разным: у Мантеньи - суровым, у Риберы - экстатичным, у Гвидо Рени - женственным. А через несколько веков Сальвадор Дали и вовсе изобразил его в виде гермафродита на картине "Двуполый святой Себастьян". Такая трактовка в наши дни получила особую популярность. Дело в том, что после искоренения чумы святой долго считался покровителем солдат и полицейских, но сегодня к его небесным функциям добавилась еще одна, которую официальная церковь не признает. Своим защитником Себастьяна объявили геи, исповедующие католичество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий