18 нояб. 2011 г.

ЗА ГРАНЬЮ

 "Я есть Смерть, и я справедлива к
каждому. Мне нужны лишь вы, а не ваше богатство. я достойна того, чтобы носить корону, ибо я являюсь госпожой всякого человека".





Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает вечная и счастливая жизнь. У многих народов существовали представления о смерти, как о моменте, когда бессмертная душа человека расстаётся с телом и направляется к душам предков. Также имелись и обряды поклонения смерти.

Конец XIX и особенно XX век внесли в проблему смерти коренные изменения. Смерть перестала нести на себе отпечаток мистики, но тайна её сохранилась. Смерть, являясь закономерным завершением жизни, стала таким же объектом научных исследований, как и сама жизнь.
Рембрандт
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632

С другой стороны некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. Это имеет отношение ко всем авраамическим религиям, к религии Древнего Египта.









Все основные религии имеют учение, описывающее, что происходит с человеком после смерти. Поскольку большинство религий утверждает существование нематериальной души, они, в основном, полагают смерть человека лишь гибелью тела и описывают различные варианты дальнейшего существования личности в виде духа или последующего возрождения в новом теле, либо вечного, либо заканчивающегося достижением нирваны (в буддизме) или жизни вечной (в христианстве).

Реинкарнация в буддизме, индуизме других религиях предполагает, что нематериальная душа человека после смерти воплощается в новом теле. При этом допускается, что прожитая ранее жизнь может повлиять на выбор последующего тела. «Смерть — это всего лишь переход из одной жизни в другую, переоблачение из старой одежды в новую.» (Бхагавад-Гита)




В христианстве причиной смерти считается греховность человека: «Возмездие за грех — смерть» . Это означает, что «безгрешный человек» не будет знать смерти духовной и будет жить вечно. Евангелия говорят, что в будущем, при правлении Царства Бога смерти не будет: «Отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» .



Япония, Киото, синтоистский храм

   
Синтоизм предполагает, что дух человека продолжает существование после смерти, хотя вовсе не обязательно реинкарнируется. Духи умерших, по представлениям этой религии, могут оказывать помощь живым родственникам, и часто являются объектом поклонения.








В исламе после смерти человек попадает в барзах (от араб. — перешеек) — состояние, где он пребывает в могиле до Судного Дня, после которого будет воскрешен во плоти, и будет спрошен о своих деяниях, после чего определён либо в ад, либо в рай.

Слово муслим означает «тот, который покоряется (Богу)», «тот, который примирился (с Учением)» или «тот, который предаётся (Богу)» по аналогии со словом ислам — «примирение (с учением пророка Мухаммада)», "принятие (учения пророка Мухаммада), предание себя (Единому Богу).  «Прямой перевод с арабского слова "мусульманин" - "человек, предавшийся Богу", то есть верующий».





Во многих религиях существуют представления о том, что особо святые люди умирают иначе — «возносятся к небу» или «засыпают», притом вместо процесса гниения «труп» «благоухает». Кроме того останки — мощи — порой не поддаются гниению.Описываются случаи  чудесного воскрешения после смерти.

       

«Воскресение», картина Эль Греко






     

Воскресение Иисуса Христа — одно из наиболее известных событий, описанных в книгах Нового Завета. Вера в воскресение Иисуса является одной из основных доктрин христианства.
          

  Тициан. Вознесение. 1516—1518,



Вознесение Богоматери  — католический догмат о телесном вознесении Девы Марии после смерти на небо. Одноимённый день отмечается 15 августа.
Согласно католической традиции, сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной.
Праздник основывается на сказании, что умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании Мария чудесным образом вознеслась на небо: после вскрытия ее гроба апостолами, ведомыми неверующим Фомой, останков не было обнаружено. Существует традиция в этот день приносить первые плоды нового урожая в дар церквям и часовням, посвященным Св. Марии.
                   

  Во все времена христианами благочестиво сохранялись и почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла, которые  именовались святыми мощами.


Ковчег-реликварий с мощами Карла Великого в Аахенском соборе, сделанный по указу Фридриха Барбароссы после причисления императора к лику святых Римско-католической Церкви в 1165 г.




Почитание мощей ведет свое начало с самых первых веков христианской истории. В века гонений, когда мученичество было для христиан свидетельством их убеждений в истинности Воскресения Христа из мёртвых и, произошедшей после этого, победы над смертью, верующие употребляли все средства для того, чтобы получить в свое обладание тела мучеников, а места погребения их становились святилищами, где отправлялось христианское богослужение: «Проводя несколько дней над его гробом в пении гимнов, христиане положили и впредь воспевать жизнь и страдания его, а при воспоминании о нем прославлять Господа».


Обладание чтимой реликвией резко поднимало привлекательность располагавшего святыней монастыря или собора и повышало его доходы от пожертвований. Самый мощный людской поток со всех уголков европейского континента катился по дороге святого Иакова, которая вела в Сантьяго-де-Компостела, где упокоился апостол. Сегодня эта дорога и построенные вдоль нее соборы вошла в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.


В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга»

Первым открытием мощей в истории Русской Церкви было открытие мощей великой княгини Ольги, которые были перенесены в Десятинную церковь князем Владимиром. Вслед за этим при великом князе Ярославе в 1026 году были извлечены из могил и положены в церкви тела святых Бориса и Глеба, в 1071 году их мощи были торжественно перенесены в новую церковь, построенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, а в 1115 году состоялось еще одно торжественное перенесение их мощей в каменную церковь, построенную в их честь.























16 февраля 1919 года коллегия Наркомата юстиции приняла постановление об организации вскрытия мощей святых на территории России, был определён «порядок их инспекции и конфискации государственными органами». Вскрытие мощей (снятие с них покровов и облачений) должны были осуществлять священнослужители в присутствии представителей местных органов советской власти, ВЧК и медицинских экспертов. По итогам вскрытия предписывалось составлять акт. В 1918—1920 годах в рамках проводившейся государством активной антицерковной кампании были вскрыты и исследованы множество гробниц, в которых содержались мощи святых.

Вскрытие мощей святителя Германа Казанского

Эти акции были расценены, как действенное средство антирелигиозной пропаганды и получили полное одобрение государственных органов.

 Некоторые ковчежцы и раки после освидетельствования с участием представителей церкви попали в государственные музеи, о судьбе многих, изготовленных из драгоценных металлов, больше ничего не было известно


Вскрытие мощей святого Александра Невского

Только в период 1919—1920 годы было произведено 63 вскрытия мощей святых, многие почитаемые церковью останки святых были уничтожены или серьёзно пострадали.

 Во время антирелигиозной компании Н. С. Хрущёва советским правительством предлагались и более суровые меры:

    В Совете по делам РПЦ были убеждены в нецелесообразности сохранения мощей в музеях, предлагали их изъять, собрать в одном месте (желательно в Москве или в музее религии и атеизма) и уничтожить

Вскрытием мощей занимались и ученые. Останки канонизированных князей (в числе прочих правителей России) интересовали советского археолога и скульптора Михаила Герасимова, который создавал на основе скелетных останков их скульптурные портреты.

Реконструкция черепа преподобного
 Ильи (Муромца) по методу М. Герасимова

Таким образом, религиозная традиция способствовала исторической науке. К примеру, в 1988 году было произведено обследование захороненного в Киево-Печерской лавре преподобного Ильи, считающегося былинным Ильей Муромцем. Исследования показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост для Средневековья выше среднего. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Был установлен примерный возраст смерти и восстановлена внешность.







Почитании мощей основываются на учении Священного Писания о высоком предназначении христианских тел, как храмов Святого Духа, а также на общей уверенности в святости тех, чьи мощи почитаются. Но более же всего — на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, посредством мощей.

Реликварий с мощами
Георгия Победоносца
Традиция служения литургии на гробах мучеников имеет такую же давнюю традицию как и почитание самих останков. На Востоке, после окончания гонений на христиан, многие храмы строились непосредственно над гробницами святых. На Западе папа Феликс I в 269 году постановил, чтобы, «согласно древнему обычаю», литургия совершалась не иначе, как на мощах мучеников. Это постановление было принято и на Востоке. Пятый карфагенский собор в 10-м правиле постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мученика, которые полагались под алтарем. Окончательно почитание святых мощей было закреплено Седьмым Вселенским Собором, определившим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит анафеме (7-е правило). Также Собор сделал распоряжение положить мощи во все существующие храмы, в которых их ранее не было



Традиция хранения костных останков восходит к  неолитическим  погребениям, где, видимо, связана с развитием заупокойного культа и необходимостью сохранения праха для обеспечения загробного существования покойного или ниспослания удачи его потомкам.

Оссуарий (лат. ossuarium, от лат. os — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — костница.

Костница в монастыре
Святой Екатерины
(в центре единственный
полный скелет преподобного Стефана)


Оссуарии, как правило, представляют собой открытое хранение костей в склепах или часовнях. Обычно эта мера, позволяющая экономить место на кладбищах. К наиболее известным относятся оссуарии при церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме, Капелла костей (Capela dos Ossos) в португальском городе Эвора и Костехранилище в Седлеце. Также здесь фотографии из The Skull Cathedral of Otranto, Италия. А самый знаменитый оссуарий в мире находится в катакомбах Парижа, в которых складированы останки более 6 миллионов человек.








 Костницы существуют на Афоне,в египетских (например, монастыре Святой Екатерины на Синае) и палестинских (например, лавра Саввы Освященного) монастырях, а так же и во многих других православных монастырях, в том числе и российских. Использование оссуариев в православном монашестве связано с тем, что исторически монастыри возникали в пустынных местах с песчаными или каменистыми почвами, что делало затруднительным устройство кладбищ.

 -------------Santa Maria della Concezione dei Cappuccini--------------------



 Небольшая церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Кончеционе (Santa Maria della Concezione dei Cappuccini) расположена на виа Венето в Риме, неподалеку от палаццо Барберини и фонтана Тритона. Построена по проекту Антонио Казони в 1626-31 гг. Украшена полотнами кисти Гвидо Рени (Михаил Архангел), Караваджо (святой Франсиск), Пьетро да Кортоны и Доменикино. Церковь имеет несколько приделов с мощами католических святых.




















c. 1636 Guido Reni


После постройки церкви со старого кладбища ордена капуцинов, раполагавшегося в районе фонтана Треви были перенесены кости, захороненных там монахов и помещены в крипту церкви. Постепенно из них былы выполнены декоративные украшения всех шести помещений крипты. В общей сложности в крипте собраны кости четырёх тысяч монахов, умерших в период с 1528 по 1870 гг. В пятом зале крипты размещён скелет принцессы Барберини, племянницы папы Сикста V, умершей в детском возрасте. Оформление крипты в духе барокко послужило прообразом костехранилища в Седлеце.


cripta de Santa Maria della Concezione dei Cappuccini




























Официальный сайт:http://www.cappucciniviaveneto.it/cappuccini_ing.html
http://www.flickr.com/photos/tags/santamariadellaconcezionedeicappuccini/


----------------------The Skull Cathedral of Otranto----------------------



В этом соборе хранятся черепа 800 католических мучеников, которые отказались принять ислам после захвата города турками в 1480 году и были обезглавлены на холме Минервы.




"Skull Cathedral of Otranto," which is located in the quaint sea-side town of Otranto, Italy and houses and displays the skeletons--arranged with great care and a decorative eye--of 800 Catholic martyrs in glass-fronted cases behind the altar. A local tourist website tells the story of the Cathedral's unusual interior decoration thusly: in 1480, the city is under attack by the Turks; the "Turkish commander summons 800 inhabitants, all of the able-bodied men, and forces them to choose between the Muslim faith and death. All 800 [martyrs] are beheaded on the hill of Minerva, and their skulls are preserved in the cathedral."



Chapelle des Martyrs de la cathédrale d'Otranto








Victims of the massacre of Otranto, 1480.
On August 12 1480 eight hundred citizens of Otranto who refused to convert to Islam were beheaded. Their remains now are on display in Otranto cathedral.

Жертвы резни Отранто, 1480.
На 12 августа 1480 восемьсот граждан Отранто, которые отказались принять ислам были обезглавлены. Их останки в настоящее время выставлены в  соборе.

http://www.flickr.com/photos/tags/santamariadellaconcezionedeicappuccini/
http://morbidanatomy.blogspot.com/2009/07/skull-cathedral-otranto-italy.html

 -----------------------Capela dos Ossos, Эвора, Португалия----------------------






Evora, Capela dos Ossos


Строили её монахи францисканцы в XVI веке. Церковное кладбище было переполнено и захоронения проводились по три, четыре раза на одной могиле. Прежние останки выкапывали и сбрасывали в подвалы. Это была вынужденная мера, так как от чумы, войн и прочих напастей мест на захоронения не было, а церковное кладбище было небольшое.


Когда были переполнены подвалы, и невыносимое зловоние было в самой церкви, монахи нашли выход из положения. Они обработали все трупы, а их было более 5000, очистили кости от остатков плоти, отбелили в гашёной извести и этими останками выложили все стены, потолок и алтарь церкви. Разбитые кости и те, которые не годились в работу, были перетёрты, смешаны с глиной и промазаны между костями. Перед входом в часовню монахи выложили надпись: "ЭТИ КОСТИ ЖДУТ ТВОИХ КОСТЕЙ" Со временем кости всё же потемнели и приобрели небольшой синеватый оттенок.















http://images.google.ru/images?hl=ru&newwindow=1&q=Capela+dos+Ossos&sa=N&start=100&ndsp=20
http://www.flickr.com/search/?q=Capela%20dos%20Ossos&w=all&s=int#page=5
http://pt.wikipedia.org/wiki/Capela_dos_Ossos

------------------------Kostnice v Sedlci----------------------

Костехранилище в Седлеце (чешск. Kostnice v Sedlci, Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем) — готическая часовня в Седлеце, предместье чешского города Кутна-Гора, отделанная человеческими черепами и костями. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.










В 1278 году Генрих, аббат цистерцианского монастыря в Седлеце, пригороде Кутна-Горы, был послан чешским королём Отакаром II в Святую землю. Обратно он привёз немного земли с Голгофы и рассыпал её по кладбищу аббатства. Весть об этом распространилась, и кладбище стало популярным местом захоронения среди жителей Центральной Европы. Многие тысячи людей желали быть похороненными на этом кладбище. Средневековые войны и эпидемии, в частности эпидемия Чёрной смерти в середине XIV века и гуситские войны в начале XV века, пополняли кладбище, которое в результате сильно разрослось.

















Около 1400 года в центре кладбища был построен готический собор с усыпальницей. Усыпальница должна была служить складом костей, извлечённых из могил, поскольку места на кладбище не хватало. Освободившееся место могло быть использовано для новых погребений или для строительства. Согласно легенде, после 1511 года работу по извлечению скелетов из могил и складированию их в усыпальнице выполнял полуслепой монах цистерцианского ордена.

В 1703—1710 гг. собор был перестроен: добавлен новый вход, чтобы поддерживать наклонившуюся наружу стену, и верхний ярус перестроен в стиле барокко.








В 1784 году император распорядился закрыть монастырь. Часовню и монастырские земли купила семья Шварценбергов.

В 1870 году Шварценберги наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (František Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. Результаты его труда говорят сами за себя. По четырём углам собора расположены огромные колоколообразные груды костей. С середины нефа свисает огромный костяной канделябр, содержащий по меньшей мере один экземпляр каждой из человеческих костей, и украшенный гирляндами черепов. Среди других произведений искусства можно отметить алтарные дароносицы, расположенные по бокам алтаря, а также большой фамильный герб Шварценбергов и подпись мастера Ринта, также из костей.






----------------
-------------------Катакомбы Парижа:------------------------------


Катакомбы Парижа — сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным — от 187 до 300 километров. С конца XVIII века катакомбы служат местом покоя останкам почти шести миллионов человек



Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег, недалеко от старого города периода Меровингов. Поначалу добычу камня вели открытым способом, но к концу X века его запасов стало не хватать.

Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города — это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.




Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже — при Людовике XIV — привело к тому, что к XV веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.
В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом — всё подземное пространство заполняется бетоном. В результате бетонирования исчезли такие памятники истории как гипсовые каменоломни на севере Парижа. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.




Sculpture cazerne catacombes Paris

По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище. Поэтому христианские кладбища располагались в центре населённых пунктов не только в Париже, но и по всей Европе.

Например, на 7 000 квадратных метрах кладбища Невинных, функционировавшего с XI века, хоронили прихожан из 19 церквей, а также неопознанные трупы. В 1418 году Чёрная смерть или эпидемия бубонной чумы добавила ещё около 50 000 трупов. В 1572 году кладбище вместило тысячи жертв Варфоломеевской ночи. Поскольку к середине XVIII века кладбище стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, оно испускало зловоние, из-за которого, как говорили, скисало молоко и вино. Однако священники выступали против закрытия городских кладбищ. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.

В 1780-м году стена, отделявшая кладбище Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Catacombes_de_Paris


------------------- The Skulls of the Belgrade Cathedral,Венгрия------------------


The front entrance at the Belgrade Cathedral in Szentendre

Это не оссуарий,но масса черепов, каждый различной формы и размера, украшают фасад Белградского Собора в Szentendre, Венгрия. Другой относительно Baroque-Rococo собор красного цвета был завершен в 1764 и был местом Сербского епископа в Венгрии. Szentendre был пристанищем для многих сербов, спасавшихся от турок .


A fantastic array of skulls, each a different shape and size, adorn the facade of the Belgrade Cathedral in Szentendre, Hungary. The otherwise relatively cheerful Baroque-Rococo red cathedral was completed in 1764 and was the seat of the Serbian Orthodox bishop in Hungary. Szentendre was home to many Serbians at the end of the 17th century who had fled the Turks.








http://www.flickr.com/photos/curiousexpeditions/sets/72157600163615772/

Кладбище Фонтанелле — оссуарий, устроенный в естественных пещерах у подножия холма Матердей, возле Неаполя.


Костехранилище жертв чумы 1656 года устроено в естественных пещерах у подножия холма Матердей. В конце XVIII века по инициативе местного священника жители стали приводить в порядок захоронения и возникла традиция ухода за безымянными черепами. Им дают имена, украшают цветами, молятся за усопшего, просят у него советов.


Черепа в кладбище Фонтанелле




Оссуарии используются для массового захоронения погибших в крупных сражениях, причем зачастую в случае, когда останки невозможно идентифицировать.



Плевенский мавзолей-костница


Останки более, чем 130 тысяч французских и немецких солдат, погибших в сражении при Вердене, хранятся в оссуарии Дуамон , открытом в 1932 году.

В болгарском городе Плевен существует мавзолей-костница русских и румынских солдат, павших при осаде этого города во время освобождения Болгарии от турецкого владычества.


"Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь? "
Платон

 СМОТРИТЕ ЕЩЕ

КНЯЗЬ ТЬМЫ гравюры 15-17 века.

 У последнего круга


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Добавить комментарий: