13 нояб. 2011 г.

Душевный напиток России


 Вкус водки горек, как судьба России.
Не конкурент она французского вина.
И, популярна  водка в мире,
Лишь потому, что русская она.


 Уникальную тайну русской души во все времена пытались постичь и разгадать. Но культура России не была бы столь насыщенной и многогранной, если бы не национальный напиток - Русская водка. Водка в России всегда являлась не только неотъемлемым атрибутом важнейших жизненных событий, но и частью истории страны.





 Во́дка — в современном смысле крепкий алкогольный напиток, получаемый смешиванием ректификованного этилового спирта из органического сырья со специально подготовленной (очищенной проточной) водой, с последующей обработкой этого водно-спиртового раствора активным углём или модифицированным крахмалом и фильтрацией.

В незначительных количествах в составе водки допускаются различные химические вкусоароматические добавки, такие как загустители, витамины, стабилизаторы и т. п.

В настоящее время производится во многих странах.
Содержание спирта в водке составляет, как правило, от 40 % по объёму и выше. Например, в странах Евросоюза минимальное содержание этилового спирта должно составлять 37,5 % по объёму. В России, согласно действующему ГОСТ, крепость водки должна быть: 40,0-45,0 %; 50,0 % или 56,0 %.

Многообразие бутылок водки
В ряде стран, в первую очередь в России, Финляндии, Польше и на постсоветском пространстве употребляется в качестве самостоятельного напитка. В остальном же мире — в основном как «нейтральный» алкоголь, идеально подходящий для приготовления коктейлей.

Продажа водки часто является одним из основных источников дохода у государства. По данным советской статистики доходы от продажи водки в первые пятилетки превосходили даже доходы от продажи хлеба.

Термин и торговое название «водка» свое современное значение (раствор очищенного этанола в воде) впервые получил в СССР с принятием ГОСТа от 1936 года. До этого слово «водка», появившееся в русском языке примерно в XIV—XV веках не имело чётко определенного значения. «Водкой» тогда обычно назывался настой трав, кореньев или ягод на крепком алкоголе.





«Водка» (польск. wódka) переводится с польского как «маленькая вода», «водичка». Впервые это название письменно зафиксировано в 1405 году в судебных актах Сандомирского воеводства. В русских источниках название «водка» впервые упоминается в 1533 году.









В официальном российском документе слово «водка» впервые появилось 8 июня 1751 года в указе императрицы Елизаветы I «Кому дозволено иметь кубы для двоения водок».
Но и после этого указа водка ещё долгое время называлась в торговых ведомостях и государственных актах  «горячее, простое, столовое вино», «пенник», «полугар» или «самогон».

В литературный оборот первым это слово ввёл Александр Пушкин. Герои его «Капитанской дочки» пьют «анисовую водку», а в «Евгении Онегине»  упоминается «русская» водка (по сути, анисовая настойка).


Древности за алкоголем закрепилось название «похититель рассудка». Согласно некоторым предположениям, примерно за 10000 лет до нашей эры люди узнали об особенностях спиртных напитков из меда, фруктов и ягод.

Спирт в чистом виде первыми получили арабы в VII или VIII веке. Прототип водки изготовил в XI веке персидский врач Ар-Рази, который первым выделил этанол путём перегонки. Жидкость использовалась исключительно в медицинских целях, так как Коран не рекомендует употребление алкоголя.





В Европе первая перегонка спиртосодержащей жидкости была сделана итальянским монахом-алхимиком Валентиусом.
В Польшу технология дистилляции спирта пришла, скорее всего, из Священной Римской империи в XIV веке.



Когда именно на Руси появился процесс получения крепких спиртосодержащих жидкостей способом перегонки пищевого сырья — то есть дистилляции — точно неизвестно. Неизвестно так же и то, была ли эта технология заимствованной или возникла независимо. Доподлинно известно только то, что в XVI веке дистилляция алкоголя прочно утвердилась на Руси.



Спирт стали получать из зерна, так как виноград в отечестве не произрастал. Полученный крепкий напиток под названием aqua vitae (аква-вита в переводе с латыни - «вода жизни») и стал прообразом современной горячительной.




Само слово «водка» является производным от «воды», при этом в прежние времена для обозначения этого напитка использовались и другие термины: вино (хлебное вино), корчма, куренное вино, горящее вино, жженое вино, горькое вино и др.
Русское винокурение зарождается в период с 1448 по 1478 год, изобретается технология выгона хлебного спирта из местного сырья. Это подтверждается и тем, что в 1478 году Иван III ввел первую государственную монополию на производство «хлебного вина». Именно при нем появились и первые питейные заведения, которые назвались по-татарски кабаками.



                                                             При Петре I пропаганда пьянства на Руси достигла небывалого размаха. Став государем, Петр Алексеевич первым делом создал условия для «непомерного и постоянного пития». Великому реформатору нужны были немалые средства, чтобы обустроить Россию. Благодаря узаконенному потреблению алкоголя в казну потекли огромные деньги. Но казна - казной, доходы - доходами, а если народ сопьется, некому будет землю пахать, флот строить, в армии служить, поэтому пить надо было умеренно и честно.

 Прагматичная Екатерина тоже серьезно относилась к «казенному вину». Она понимала, что дворяне, в обход государственной монополии, гонят водку у себя дома и, поэтому она ввела откупы на производство «горькой». Каждый желающий вносил в казну кругленькую сумму и получал право производить крепкий напиток на дому. В эту эпоху возникает множество видов и сортов русской водки.

Во времена царствования Александра II, а затем его преемников Александра III и Николая II, Россия уверенно наращивала свое экономическое могущество, оказывая все большее влияние на мировой рынок. И конечно, ускоренными темпами развивалась винокуренная промышленность. Во второй половине XIX века она являлась одной из самых доходных отраслей хозяйства, принося русским водочникам всемирную известность.
Большинство легенд связывает появление водки с именем
Д. И. Менделеева, на том основании, что его докторская диссертация называлась «О соединении спирта с водой». Утверждается следующее:

    Работая над диссертацией, Менделеев обнаружил некие необычные по воздействию на живой организм свойства водно-спиртового раствора с концентрацией этанола 40 % по объёму.
    Водно-спиртовой раствор с подобной концентрацией можно получить только смешивая весовые, а не объемные части воды и спирта.
    Основываясь на этих данных, Менделеев разработал рецептуру водки под названием «Московская особенная» (впоследствии — «Московская особая»), которая в 1894 г. была запатентована российским правительством как русская национальная водка.

К началу прошлого века пьянство в России приобрело столь массовый характер, что правительству пришлось организовывать общества трезвости. А в конце 1914 года государство ввело запрет на производство и продажу водки, который просуществовал почти 10 лет


 Иосиф Сталин в 1924 году распрощался с запретом на алкоголь. Известно, что Сталин был человеком пьющим. Именно Иосифу Виссарионовичу принадлежала идея ввести на войне «наркомовские сто грамм» для солдат Советской Армии. По словам ветеранов, благодаря этой норме многим удалось выжить. Во времена правления Сталина производство «национального напитка» было доведено до 1 миллиона декалитров в год.


 Из доклада И. В. Сталина на XIV съезде ВКП (б)
Проходил в Москве с 18 декабря по 31 декабря 1925.
  "  Кстати, два слова об одном из источников резерва — о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это — грубейшая ошибка, товарищи. Ежели у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, мы не можем пойти в кабалу к капиталистам, не можем принять тех кабальных условий, которые они нам предлагают и которые мы отвергли, — то остается одно: искать источников в других областях. Это всё-таки лучше, чем закабаление. Тут надо выбирать между кабалой и водкой, и люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках, жестоко ошибаются."
У лавки "Центроспирта", г. Ленинград 1931 г.







  В1949 году в СССР отмечалось его 70-летие. Все фабрики и заводы, колхозы и совхозы, корабли и шахты брали на себя повышенные обязательства по досрочному выполнению годового плана. На партийном собрании Московского ликероводочного завода «Кристалл» было принято решение к 15 декабря закончить разработку Государственного общесоюзного стандарта (ГОСТ) на водку и преподнести первую партию «Московской особой водки» юбиляру. Поэтому «водка с белой головкой» (конечно, после проверки в 9-м Управлении Комитета государственной безопасности) была милостиво принята к столу вождя. «Огненная вода» тогда запечатывалась картонной пробкой, защищенной от жидкости непромокаемой целлофановой прокладкой. Сверху картонка фиксировалась в бутылке сургучом, причем более дешевая водка — коричневым, а более дорогая и, стало быть, более качественная — белым.

Этикетка водки «Московская особая»
Все заводы СССР стали «лить» «Московскую особую водку». Конечно, она отличалась от произведенной в Москве: и вода тут особая, и к спирту требования пожестче по содержанию сивушных масел, и 3% сахара в водку в Москве старались закладывать полностью, но на этикетках везде: и в Белоруссии, и в Казахстане, и в Молдавии — ГОСТ стоял один и тот же — 4362-50, и одна и та же цена: 2 рубля 75 копеек без стоимости посуды (пол-литровая бутылка с водочной этикеткой свободно и охотно принималась во всех магазинах, которые торговали спиртными напитками, по залоговой цене 12 коп.). Только на московских этикетках стоял особый фирменный знак: бутылка на фоне разъяренного (посмотрите-ка на хвост!) быка.

В 1957 году Советским Союзом был запущен искусственный спутник Земли, а за ним с целью исследования воздействия космической среды на живой организм в спутнике на околоземную орбиту была запущена собака Лайка. В честь этой собачки и в ее память в экспортном исполнении Всесоюзное объединение «Продинторг» выпустило водку «Laika».
Правда, после многочисленных протестов «зеленых» и членов Общества защиты животных Западной Европы и Америки эту марку пришлось с производства снять. В 1961 году то же объединение выпустило на экспорт водку «Vostock». «Восток» — это серия советских космических кораблей для полетов человека по околоземной орбите с мягкой посадкой. На таком корабле в 1961 году Юрий Алексеевич Гагарин осуществил первый полет человека в космос.




Когда корабль «Восток» начал свое движение с Юрием Гагариным на космодроме Байконур вверх, он произнес свое знаменитое: «Поехали». Слово это не было забыто и через 40 лет: вышла в свет водка «Поехали» с портретом Юрия Алексеевича в космическом шлеме.
После известной во всем мире «Столичной» были и другие водки в новом оформлении этикеток: «Посольская», «Лимонная», «Кубанская», «Старка», «Перцовка». Все этикетки разрабатывались в Москве и использовались заводами других городов без изменения.








Такой размах водочного производства продолжался до 27 марта 1985 года, когда с приходом к власти М. С. Горбачева был принят «сухой закон». Но просуществовал он недолго, в 1990-м его отменили.

Водка для русского человека - это не пойло, а самый душевный напиток, повод порадоваться и поплакать, обмыть удачную покупку и залить горе, отметить долгожданную встречу и проводить в дальний путь, снять стресс и вылечить депрессию. Водка в России является универсальным и незаменимым продуктом, про нее пишут романы и стихи, о ней поют песни и слагают легенды.
«Душевному напитку» во многих городах и даже странах открыли Музеи истории водки.


 Реклама водки в России, как известно, вещь бессмысленная. Ее и так любят, охотно и регулярно покупают. Однако, среди производителей борьба за рынок идет постоянно, и чтобы народ не переходил на вино, коньяк или еще что, водочная упаковка периодически веселит людей юмором и питейными традициями. 



На этикетке водки "Пойдем в загул" изображены три карикатурных алкоголика, несущих транспарант с названием водки. В этих персонажах легко можно узнать героев кинокомедий Л. Гайдая актеров Моргунова, Никулина и Вицина. На контрэтикетке приводится "Инструкция для отправляющихся в загул". В качестве эпиграфа приведены слова В.И.Ленина: "Конспирация, конспирация и еще раз конспирация".
Текст инструкции такой: "Уходя в загул, необходимо иметь при себе: теплую одежду (не дай Бог, наступит зима); три ириски (на случай засухи или неурожая); удочки (для конспирации); клочок бумаги со своим домашним адресом и ФИО домочадцев".






























Знаменитый художник Андрей Бильжо является автором нескольких водочных этикеток про Петровича - известного персонажа мультсериала и карикатур автора.

















ОАО "Мариинский ликеро-водочный завод" выпустил водку "Веселуха", на этикетке которой изображена сцена дружескго застолья с комментарием: "После десятого тоста, он наконец почувствовал себя в своей тарелке!".

















 "Башспирт" предлагает водку "Шайтаночка", а "Сарапульский ликеро-водочный завод" - демоническую водку под названием "Шайтан вода", дизайн этикетки которой разработало агентство Muhina Design из Ижевска.





 





















Московский ЛВЗ «Ермак» решил русский вопрос, выпустив одноименную водку. Также в линейке производителя есть водки "Моя душа" и "Моя печаль".












 На этикетках водки от компании “Мосалкоконтроль” — карикатуры в стиле журнала "Крокодил": мужчина черпает водку прямо из колодца, наливая ее в канистру.









 В линейке ОАО «Пищевого комбината №15» ( Ленинградская обл.) также представлены водка "Будем! Лимонная" и "Будем! Хлебная".
















                

















Водка "Медсестра" и портвейн "Скорая помощь", надо полагать, профессионально продезинфицируют душевные раны любой этимологии.





На этикетке водки "Ежедневка" приведено высказывание советского государственного и политического деятеля А.Микояна, датированное 1936 годом: "Весело стало жить, значит, и выпить можно, но выпить так, чтобы рассудка не терять и не во вред здоровью".





















Водочная этикетка "Экстра" показывает прогресс примата от обезьяны до современного человека и тут же регресс человека до уровня обезьяны.










Компании «АгросЭко» напечатала на этикетке водки «Неболтайка Ржаная» пропагандистский призыв в стихах и вопрос: "Ты надежно ее спрятал?". Слоган водки "Неболтайка Пшеничная" звучит "Болтать — заначку потерять!", а водки "Неболтайка Гречишная" - "Болтун — находка для халявщика!"























На стандартного размера белой водочной этикетке покупатель издали замечает две большие печатные буквы "Ё" и "П", автоматически складывающиеся в сознании обывателя в ругательство. При ближайшем рассмотрении становится ясно, что водка называется "Ёлыч Палыч".
















На этикетке водки "Друг народа" изображен старшина ГАИ на посту.












Медведизм - неисчерпаемая водочная тема, пришедшая из русских народных сказок и ставшая снова актуальной в последние годы. "Медведь-шатун", "Медведь Президентский", "Володя и медведи" или просто "Medvedeff" - вариантов множство.






Водка из лихих 90-х: "Новый русский герой" с мобильником и массивными золотыми цепями, а также вода "Кризис" с изображением Дома Правительства РФ.



 В октябре 1993 года в Москве произошло противостояние части членов Верховного Совета и первого российского президента Бориса Ельцина, который нашел «последний довод государя»: отдал приказ стрелять из танков по Белому дому. Начался пожар, «сидельцы» были вынуждены сдаться на милость победителя, а скорые на руку производители спиртного выпустили водку «Кризис», и никто их не приструнил: монополия-то «вся вышла». А уж потом появилась водка, которую без затей назвали «Царь Борис».





      




На нескольких водочных этикетках появился и лидер Либерально-демократической партии России Владимир Жириновский.

  Борис Ельцин торжественно назвал имя своего преемника — Владимир Владимирович Путин. Наши дизайнеры, конечно же, не могли оставить незамеченным это событие, и до сих пор на прилавках винных магазинов мы видим бутылки с этикеткой «Путинка».



















Постоянно приходится убеждаться в том, что Россия — страна с непредсказуемой историей: например, выпущена водка «Адмиралъ Колчакъ», которого совсем недавно, в советские времена, называли главарем контрреволюции в Сибири. На контрэтикетке этой бутылки написано: «Водка названа в честь Александра Васильевича Колчака, морского офицера, ученого гидролога, а впоследствии — Верховного Правителя России (1918—1920), до последних дней сохранявшего верность Отечеству». (О том, что он был расстрелян большевиками в Иркутске, в тексте контрэтикетки умалчивается.) 





 В тяжелом для русских 1942 году, когда и Украина, и Белоруссия были захвачены войсками немецких оккупантов, Верховный Главнокомандующий войск Советского Союза Иосиф Сталин подписал знаменитый жестокий приказ № 227 «Ни шагу назад», на основе которого в советских войсках вводились «заградительные отряды», располагавшиеся в районе второй полосы траншей и расстреливавшие всех отступающих солдат… . В память незабвенного 227-го приказа и подписавшего его Верховного Главнокомандующего выпущена водка с его портретом. Она так и называется — «Ни шагу назад!».







 Ностальгия. До развала СССР в нашей стране было много хорошего, поэтому в водочных этикетках заметна тоска по прошлому. Тут, конечно, не может быть и речи о традициях, тут все — «новьё», как теперь уже и в газетах принято говорить о новом.  Вот  на выбор: «СССР», «Ленин», «Аврора», «Советский Союз», «Партия», «Партком», «Политбюро» (на этой этикетке меленькими буковками указано, что «водка распространяется только по специальным спискам отдела заказов» — всё как в те времена).






На некоторых этикетках только цифры без объяснения: «3.62» и «4.12». Бывалым людям этого достаточно, а молодежи нужно пояснить, что во времена развитого (или недоразвитого?) социализма именно столько — 3 руб. 62 коп. — стоила одна поллитровая бутылка водки «Московская» Московского ликероводочного завода «Кристалл». Эта цена появилась после первого повышения цен на водку. До этого «Московская» стоила 2 руб. 87 коп.
(с посудой, как тогда писали на этикетке), а «Столичная» — 3 руб. 07 коп.; «4.12» — новая цена «Столичной».






Оригинальное , необычное в названиях водки в советские времена встретить было невозможно.  Разве можно было представить, что придет пора, когда водка будет называться «Вий», «Демон», «Русалочка», «Шайтаночка», «Леший», «Ворожея», «Кровавая Мэри», «Белая сестра», «Белая королева», «Белый доктор». За этими названиями последовали новейшие: «Титаник-2», «Что делать?», «Выбери меня!», «Осторожно, ГАИ!», «Товарищ» («Водка “Товарищ” крепче и чище / Пей на здоровье “Товарищ”, дружище» — текст на этикетке). 

Особо нужно отметить этикетки, которые разрабатывались специально к какой-нибудь дате и печатались небольшим тиражом — 500-800 экземпляров. К числу таких этикеток относится, например, водка «Апломбов» с портретом конферансье, который вел в кукольном театре Сергея Образцова «Необыкновенный концерт»

 Водка была выпущена почитателями ныне покойного Зиновия Ефимовича Гердта (1916—1996) к его 70-летию в 1986 году, поскольку он много лет «озвучивал» этот кукольный персонаж в театре









В 2001 году к 70-летию Михаила Сергеевича Горбачева была выпущена водка с его портретом на фоне триколора Российской Федерации и флага Советского Союза. Водка «Комдив» с портретом Никиты Сергеевича Михалкова в форме 1938 года высшего комсостава (с двумя ромбами) была выпущена, как гласит надпись на контрэтикетке, в честь получения премии «Оскар» за фильм «Утомленные солнцем».
.











Не продавалась в магазинах, а распространялась за деньги, не выходя за пределы здания «фирмы» Russian vodka «Разведчик», посвященная 80-летию внешней разведки. На ее контрэтикетке даже напечатан «стих»: «Я — Родины моей солдат! / Она мне мать, я ей ответчик, / Таков души моей уклад: / Моя профессия — разведчик!». 










Ежегодно в мире производится и продается более 4,6 млрд литров водки на сумму не менее 50 млрд. USD. На этот напиток приходится примерно 20 % глобальных расходов на крепкий алкоголь (помимо водки к этой категории напитков международная статистика относит все алкогольные напитки крепче 20 % как коньяк и бренди, виски, ром, джин, текилу, ликёры, абсент, и др.).

В денежном выражении, крупнейшим рынком водки является США. Россия занимает второе место. Это обусловлено существенно более высоким уровнем цен на крепкие спиртные напитки в США, а также численностью населения.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ   
История «дьявольского» вина- Шампанского
Гость из прошлого- гранёный стакан

Комментариев нет: