28 нояб. 2011 г.

Пьеро ди Козимо

Пьеро ди Козимо, Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д’Антонио Убальдини (Piero di Cosimo) (1462, Флоренция — 12 апреля 1522, Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли.
Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы.




К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду

Охота.1505-1507гг.
В сценах охоты Пьеро ди Козимо изобразил человечество, находящееся еще на примитивной стадии развития, управляемое слепой жестокостью.Каждодневная борьба за добычу пищи приводит к противостоянию всех против всех, медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.
Возвращение с охоты .1505-1507гг.

 На этой стадии первобытной жизни еще не существует четкого различия между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры, - с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду- лесной пожар.

Лесной пожар.1490-е г.
 Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло. При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин - Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.

Piero di Cosimo 1490  Venus, Mars, and Cupid


 Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники - темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). 

Пьеро ди Козимо (Симонетта Веспуччи), c. 1480-90

 Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици).

Сатир ,оплакивающий нимфу.Ок1495г.

Мифологический сюжет о Кефале и Прокриде заимствован из ,,Метаморфоз" Овидия.Во время охоты Кефал нечаянно убил свою жену Прокриду, тайно следившую за ним, подозревая его в измене, именно тем волшебным копьем, которое она подарила супругу.Ее даром была и собака.


  Собака и копье- дары богини Дианы Прокриде, которая, в свою очередь, подарила их Кефалу. На картине фигура Кефала малозначима , именно изображение животного олицетворяет присутствие его духа.









 Сатир, наполовину человек с козлиными копытами, не был описан Овидием, но стал героем драмы Никколо да Корреджо(1450-1508).Этот сюжет использовали многие художники Возрождения.Недвижим пейзаж, от зелени до блеклой голубизны горизонта, грустны и молчаливы сатир и собака, дабы не тревожить спокойствия нежного тела, лежащего на травяном ковре.Даже рана,ставшая смертельной, обозначена лишь несколькими каплями крови, струящимися по груди и согнутой руке умирающей молодой женщины.Со временем масляная краска стала более прозрачной и выявила нижние живописные слои: первоначально пасть собаки, находящейся на первом плане,была открыта.
Борьба между Lapiths и Кентаврами.1500-1515гг.








Мадонна с младенцем и голубем1490-1500гг.
 
 Художник, известный своей эксцентричностью, пересказывает миф о Персее, который убивает морское чудовище и освобождает Андромеду, дочь эфиопского царя Кефея.

Персей освобождает Андромеду.Ок.1513г.

 Центральная фигура сцены- дракон , агонизирующий под ударами, которыми ему наносит Персей. Взгляд привлекает прежде всего сказочный пейзаж


























 Вазари, который восхищался фантазиями этого живописца, вспоминает в своих заметках, что эта картина была заказана Филиппо Строцци Старым. Предварительный эскиз к картине был выполнен Леонардо.Особое восхищение Вазари вызывали восточная экзотика в облике персонажей, капли воды от расходящихся волн, деревянные и соломенные хижины на вершинах невероятных скалистых нагромождений. Но наиболее странными деталями конечно же являются изображения фантастических, не существующих в реальности музыкальных инструментов.



Непорочная Концепция, Святой Джованни евангелист, Сан Филиппо, Святая Катерина д' Алессандрия, Святая Маргарита д' Антьокия, Святой Antonino и Святой Пьетро.



Аллегория.1500г.
Рождество с маленьким Иоанном Крестителем.1500г.


The Visitation with Saint Nicholas and Saint Anthony Abbot, c. 1490

Сцены из легенды о Прометее.Ок.1515г.
 Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества ,прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов. В центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов. Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают. В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей, скандируя все фразы повествования, завершение которого изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.Эпимефей в левом углу помогает Прометею лепить человека.Среди различных интерпретаций этого мифа наиболее впечатляет та, которая касается творческого процесса: художник получает с небес искру вдохновения.

Распятый Христос.После1510г.










 Это довольно необычное изображение распятого Христа, а сама трактовка весьма далека от трактовки, присущей Ренессансу. Пьеро ди Козимо изображает спасителя как бога, превозмогшего страдания тела, дух которого победил плоть. Моменты, указывающие на страдания Христа, кажутся побочными и не имеют драматического воздействия. В эпоху Ренессанса, когда страдания спасителя изображались как страдания обыкновенного человека, а не бога, едва ли можно найти другой такой пример средневекового подхода к этой теме.

Два ангела.

Святое Семейство с маленьким Иоанном Крестителем.1507-1508гг.






Портрет Джулиано да Сангалло.Ок 1505г.
 Как и в картинах северных художников, которые так любил Пьеро ди Козимо , взгляд мастера останавливается на деталях, указывающих на профессию персонажа: так реалистично изображение гусиного пера, превратившегося в огрызок от частого употребления. На портрете изображен знаменитый архитектор Джулиано да Сангало, автор многочисленных архитектурных сооружений военного и религиозного назначения, а также великолепной виллы Медичи в Поджо-а-Кайано.На род его деятельности указывают расположенные на переднем плане циркуль и перо, острие которого испачкано чернилами.
Портрет Франческо Джамберти.Ок.1505г.

 Берет из красного сукна, надвинутый на голову старого краснодеревщика, прижимает прядь волос и часть уха, в глубине картины на фоне пейзажа выделяются сельские строения,как на картинах таких северных художников того времени,как Ханс Мемлинг.

Комментариев нет: