Сальвадор Дали 1904 -1989 (84 года) |
Сальвадор Дали
- "Сюрреализм - не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм - полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я - сюрреализм."
полное имя Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек, маркиз де Пуболь
Никто не рождается сразу взрослым, но некоторые появляются на свет гениями. Таким, вероятно, был Сальвадор Дали — гений родом из не совсем обычного детства. Первые годы жизни Сальвадора были наполнены всепоглощающей родительской любовью,
Сальвадор Дали 1908г |
Почти за год до рождения Сальвадора Фелипе Хасинто Дали в семье уважаемого фигерасского нотариуса Сальвадора Дали-старшего и его жены Фелипы произошла трагедия — не дожив до двух лет, умер их первенец Сальвадор Гал Ансельм . Мучаясь угрызениями совести и страхом потерять и второго сына, чета Дали постаралась дать Сальвадору-младшему всё, что только могут дать любящие родители. Входя в число наиболее богатых жителей Фигераса, они не отказывали маленькому Сальвадору ни в чем и старались исполнить даже самые необычные пожелания мальчика. При этом отец желал видеть своего ребенка обычным и считал его творческие увлечения блажью, а набожная мать регулярно водила сына к могиле брата.
В 5 лет, после очередного посещения с матерью кладбища, Сальвадор сформировал собственное мнение о родительской любви, решив, что она предназначена не ему, а умершему брату. Чтобы обосновать свое право быть любимым сыном, Сальвадор назвал себя реинкарнацией брата и стал осваивать приемы манипулирования родителями.
Таким образом, можно предположить, что определенный душевный конфликт, спровоцировавший развитие столь необычного мировосприятия, возник у Сальвадора Дали еще в раннем детстве. Ведь он был уверен, что внимание родителей — это не проявление любви к нему, а лишь попытки договориться со своей совестью.
В 1921 году Фелипа Доменек Дали умерла от рака. Сальвадору было 17, и он тяжело переживал утрату. К тому моменту будущий сюрреалист уже вполне сформировался как художник, но оставался абсолютно неприспособленным к повседневной жизни.
«Сумеречный старик» (1918-1919), собрание Римона , Барселона |
Отец художника, поначалу полагал, что из увлечения сына искусством ничего не выйдет. Он хотел дать отпрыску хорошее «нормальное» образование и был весьма огорчен тем, что сын не интересуется общеобразовательными науками
Вскоре после смерти Фелипы Сальвадор Дали Кузи женился на ее сестре Каталине. Это событие стало очередным кирпичиком, уложенным в стену отчуждения между художником и его отцом. Молодой живописец выбрал самостоятельный творческий путь, уехал из дома и не искал сближения с семьей.
В 1933 году Сальвадор Дали написал одну из своих самых скандальных картин — «Загадка Вильгельма Телля».
Загадка Вильгельма Телля (1933) |
Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком.
В «Дневнике гения» Дали пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. На картине отец может съесть либо котлету, либо ребенка, а это значит, что Дали так и не смог побороть ощущение опасности, исходящей от отца.
Сальвадор и Анна Мария Дали |
Анна Мария 1924 |
Сальвадор Дали Автопортрет с рафаэлевской шеей, 1921 Холст. 41,5×53 см Фонд Гала-Сальвадор Дали, Фигерас |
Приспособление и рука (1927) |
Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода
Незримый человек (1929) |
Просвещённые удовольствия 1929г |
Сальвадор Дали Великий Мастурбатор, 1929 |
Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти
В 25 лет Сальвадор Дали все еще был девственником и не только не спешил познать женщин, но и страшился их, стараясь избегать физической близости. Что же должно было случиться, чтобы в личной жизни тогда еще будущего гения произошли кардинальные перемены? Необходим был взрыв, фейерверк, праздник… умопомрачительное гала-представление.
И оно произошло. Началось это праздничное шоу, которому было суждено продлиться более 50 лет, в 1929 году, когда в Кадакес, в гости к молодому эксцентричному художнику приехал уже знаменитый в то время французский поэт Поль Элюар со своей дочерью и русской женой, которая именовала себя Гала. Считается, что именно с этого момента начал свое существование звездный дуэт Гала — Сальвадор Дали . На самом деле, в августе 1929-го возник любовный треугольник Гала — Поль — Сальвадор, который стал дуэтом лишь в 1952 году, после смерти Элюара.
Сложно сказать, как сложилась бы жизнь Сальвадора Дали, если бы она развивалась по сценарию Анны Марии. Ранние картины художника, без сомнения, чувственны, талантливы, но лишены того безумия, которое брызжет из произведений сюрреалиста «эпохи Гала». Так или иначе, в 29-м Дали сделал свой выбор
Ненавидел ли Поль Элюар своего более счастливого соперника? Испытывал ли Дали угрызения совести оттого, что «увел» жену у своего товарища? Сомневалась ли Гала в том, что делает правильный выбор, уходя от Элюара к Сальвадору? Нет, нет и еще раз нет.
Что касается Дали, то он был оглушен нахлынувшими чувствами настолько, что вообще не задумывался о том, что Гала приехала к нему не одна, а вместе с ними находятся ее муж и ребенок.
В тот памятный визит Сальвадор Дали написал портрет Поля Элюара. Выплеснув на полотно все свои сомнения и страсти, раздирающие всех участников событий, он пояснил это так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».
Портрет Поля Элюара. Сальвадор Дали |
приглашал Нуш в качестве модели для своих картин
Мария Бенц (Нуш или Нюш) |
Но, несмотря на вполне счастливую личную жизнь, почти до самой смерти Поль Элюар писал любовные письма Гала и верил, что однажды она вернется. А та, в свою очередь, из уважения к бывшему мужу не венчалась с Дали до тех пор, пока Поль был жив.
Сальвадор, Гала, Поль и Нуш |
Анжелюс Гала, 1936. |
Галарина, 1944-1945. |
Моя жена 1945. |
Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны), 1935. |
«Лицо Мэй Уэст,», 1934—1935 |
Замысел в виде комнаты-иллюзии реализовал в театре-музее Дали в городе Фигерас Оскар Тускетс под руководством самого Дали. Экспозиция была открыта 28 сентября 1974 года.
Женщина с головой из роз (1935) |
Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
Венера Милосская с ящиками, 1936 |
Телефон-лангуст, 1936 |
Произведение было представлено на первой Лондонской выставке сюрреалистического искусства в 1936 году. Во время рекламной акции выставки Дали выступил с лекцией о влиянии подсознания, надев на себя водолазный костюм.
Метаморфозы Нарцисса, 1937 |
Знаешь, Гала (а впрочем, конечно знаешь) это — я. Да, Нарцисс — это я. |
Загадка Гитлера (1937) |
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера, 1940 |
Гала часто позирует своему мужу — она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле.
Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.
Аманда Лир — «ангел» Сальвадора Дали
|
Одним из первых «открыл» Аманду Сальвадор Дали. Ей было 19, она была очаровательна и казалась ему ангелом. Тогда она была известна как Пеки Д’Осло. Некоторые исследователи считают, что имя Аманда Лир — это игра слов на французском, L'Amant Dalí, что в переводе означает «любовница Дали».
Дали, с присущей всякому безумцу непосредственностью, представил своего «ангела» супруге. Они часто гуляли, обедали и посещали приемы втроем или в компании очередного юного фаворита Гала.
Аманда Лир, Гала и Дали |
Сама не склонная к верности, Гала, тем не менее, не готова была мириться с присутствием в жизни ее Сальвадора еще одной женщины.
Вскоре Гала поняла, насколько хорошо Сальвадору в обществе Аманды (и в этом, похоже, настоящая гениальность этой женщины) и сменила гнев на милость: помогала финансово и поручала заботиться о Дали. Гала взяла с Аманды обещание, что та выйдет замуж за Сальвадора после ее смерти.
Аманда Лир и Дали |
В июле 1982 года Гала скончалась, но это обещание Аманда не выполнила — ей было совсем не до того. В паспорте к тому времени уже стоял штамп о супружестве с Аленом Филиппом Маланьяком, приемном сыне Роже Пейрефитта (французского писателя-гомосексуалиста).
На склоне лет Гала несколько отдалилась от Дали. Он купил ей средневековый замок - Пуболь, где она наслаждалась последними радостными днями со своими юношами. Но когда она сломала шейку бедра, альфонсы, конечно же, бросили свою госпожу, и она осталась в одиночестве. Гала умерла в клинике в 1982 году.
С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он навсегда оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин — только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи — мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.
Дали отдал Аманде, пожалуй, самое ценное, что у него было — амулет Гала, который та всегда носила с собой: маленький кусочек дерева, который, как она верила, приносил удачу. Точно такой же амулет всегда был и у Дали.
Принял Аманду художник в темноте, попросив не включать свет: великий сюрреалист чувствовал, что теряет силы, и не хотел, чтобы красавица запомнила его немощным стариком.
Без своей музы Дали прожил еще семь лет. Но можно ли эти годы назвать жизнью? Слишком большим оказался счет, который предъявила художнику судьба за его гениальные прозрения.
Когда же приступы не терзали художника, он просто сидел у окна с закрытыми ставнями и часами смотрел в пустоту.
Дали похоронили в Театре-музее в Фигерасе . Свое состояние и работы художник завещал Испании.
Прирожденный гений рекламы
Успешнее всего Сальвадор Дали рекламировал самого себя. Слава, известность, а с ними и деньги буквально «липли» к нему, где бы он ни появлялся, какое бы направление творчества ни развивал. Умение привлекать к себе внимание — достоинство, особенно ценимое представителями киноиндустрии. Вот почему, оказавшись в Америке, Дали, естественно, оказался и в Голливуде, став на некоторое время одной из самых заметных его фигур.
рисунок Сальвадора Дали для мультфильма Destino студии Диснея, 1947 |
Сегодня к ужину наденьте чувственный жакет!
Сальвадор Дали в пиджаке-афродизиаке |
Чтобы сделать этот пиджак еще более ирреальным, в каждый стакан Дали поместил мертвую муху. Бюстгальтер вместо манишки подчеркивает сексуальность выбранного образа.
Сам Дали позже «щеголял» в пиджаке, напоминающем образец 1936 года: на смену стаканчикам с ликером пришли пронумерованные хрустальные рюмки. Именно в таком странном наряде запечатлен маэстро на снимке, сделанном во время одного из приемов. Сегодня эта фотография хранится в архиве BBC в числе других черно-белых кадров, названных символами XX века.
Винные этикетки
Винная этикетка Chateau Mouton Rothschild |
Самая известная работа маэстро — цветок с логотипа леденцов «Чупа-чупс», который дожил до нас с 1969 года, претерпев лишь небольшие изменения. Энрике Бернат (основатель испанской компании Chupa Chups) обратился к знаменитому художнику-сюрреалисту, и тот предложил разместить название Сhupa Сhups внутри цветка ромашки.
Логотип Сhupa-Сhups от Дали |
Вклад маэстро в рекламу не ограничился леденцами, в тот же год он активно поучаствовал в Евровидении — европейском музыкальном конкурсе.
Логотип «Евровидения», 1969 г. |
Плакат для «Евровидения», 1969 г. |
Участие великого сюрреалиста не могло не отразиться на результатах конкурса: в тот год победителями оказались целых 4 страны, в том числе и родная для Дали Испания.
Маэстро не ограничился «креативом» и успел лично сняться в нескольких рекламных роликах. Дрожащие от восторга усы Дали в рекламе шоколада и сюрреалистическое изображение действия средства против похмелья Alka-Seltzer — самые известные ролики с участием этого великого испанского художника.
В начале XX века сюрреалистические идеи витали в воздухе, проникая в умы неординарных личностей, подобно вирусу. Сальвадор Дали, самый известный из носителей этого вируса, никогда не отказывал себе в удовольствии сотрудничества с представителями других областей искусства, разделяющими его сюрреалистические взгляды на мир.
Знакомство Дали с Жаном Кокто и эпатажным дизайнером Эльзой Скиапарелли, которое произошло в 20-x годах прошлого века, было предрешено: Эльза не упускала случая шокировать публику, реализуя принципы сюрреализма в конструировании одежды, а Сальвадора и Жана очаровала идея создания арт-шедевров в платьях и костюмах.
Эскизы Дали |
Гала Дали в шляпе-туфле, 1936 |
Жаклин Кеннеди. |
Именно в этой коллекции впервые появилась шляпа-таблетка. Да-да, именно этот головной убор в форме таблетки модного в то время аспирина стал прообразом той самой шляпки, которая «всего» 30 лет спустя стала частью стиля Жаклин Кеннеди.
Совместно с Дали Скиапарелли придумала еще одно удивительное и жутковатое платье: на плотно облегающем тело трикотаже были нарисованы ребра, хребет и тазовые кости. Дали же принадлежит идея многих загадочных аксессуаров, изготовленных Эльзой Скиапарелли. В их числе сумки-яблоки, перчатки с накладными ногтями и многое другое.
Сюрреализм в чистом виде — это выход привычных вещей за пределы обыденности, их путешествие по мистическим мирам и возвращение в реальность в новом фантастически-прекрасном виде.
Такой магией владел Сальвадор Дали, который, взяв за основу обычный предмет, мог превратить его в мистическую красоту.
Пожалуй, самый яркий и самый известный такой предмет — диван в форме губ.
Секс-символ Америки 30-х годов прошлого столетия — Мэй Уэст |
Сатиново-алый диван, очертаниями повторяющий форму губ скандальной и необыкновенно сексуальной звезды Бродвея, актрисы Мэй Уэст, появился в 1937 году,
Сам Дали считал Мэй Уэст эротическим памятником эпохи.
«Диван-губы» Сальвадора Дали |
|
Ретроспективный бюст женщины |
В 1933 году Дали создал мистический и немыслимый скульптурный коллаж из элементов совершенно различной природы, объектов своего фетиша и символов своего же страха — «Ретроспективный бюст женщины».
Сочетание хлеба и кукурузных початков с нежным лицом женщины и ее волнующей грудью создают образ плодородия. Однако ползающие по лбу муравьи и форма багета символизируют женщину, как объект потребления и представляют собой намек на тщательно скрываемую депрессию.
Изначально бюст был сделан с использованием настоящего батона и во время первой экспозиции, в 1933 году в галерее Пьера Ко, собака Сальвадора Дали отъела кусок багета.
Сюрреалистический «Кадиллак» — «Дождливое такси»
Впервые «Дождливое такси» появилось на сюрреалистической выставке в Париже, в 1938 году. Дали обещал устроителям, что это будет самая удивительная и захватывающая выставка первой половины XX столетия.
Внутри «Дождливого такси» |
Маэстро задумал создать автомобиль, внутри которого идет дождь, пол устлан плющом, а по манекену, сидящему на заднем сиденье, ползут улитки. Дали стоило немалого труда убедить руководство выставки в необходимости реализации своей идеи, поскольку доводы, кажущиеся самому сюрреалисту убедительными, не убеждали никого, кроме него самого. Однако завораживающая мистичность объекта была столь очевидна, что «добро» на инсталляцию было дано с единственным ограничением — объект должен находиться не в здании.
«Дождливое такси» Сальвадора Дали (1938) |
После утверждения названия перед входом на выставку начали сооружать «Дождливое такси» — авто с укрепленной под крышей перфорированной емкостью с водой и специальной водопроводной системой, обеспечивающей непрерывную поставку воды. Дали осталось лишь оформить интерьер мхом и ждать, когда декорации пустят корни. Рассадив манекены, сюрреалист «украсил» их двумя сотнями бургундских улиток.
«Дождливое такси» Сальвадора Дали |
Работу над собственной версией колоды Таро можно считать одним из самых необычных проектов Дали: художник был далек от оккультизма и магии, считая себя единственным творцом собственной жизни. А вот его возлюбленная Гала была в восторге от способности загадочных карт приоткрывать тайны прошлого, настоящего и будущего. Может быть, именно для Гала решил нарисовать свое Таро великий Сальвадор.
Сложно сказать, имеет ли колода особую предсказательную силу, но то, что лежащие в основе ее создания гравюры работы Сальвадора Дали — произведения искусства — несомненно.
Символы всегда были главными элементами творчества Сальвадора Дали. Живя в собственном мире, сюрреалист видел вокруг себя множество намеков, символов и обещаний. Разумеется, нельзя не учитывать и тот символический факт, что будущий гений появился на свет вскоре после выпуска первого легкового автомобиля, в 1904 году.
Нет, Дали не стал автомобильным фанатом, и его оставляли равнодушным технические достижения и новинки автомобилестроения. Однако сюрреалиста вдохновляли формы «автоматических карет» и скрытая в них мощь: автомобили стали «центральными фигурами» некоторых его картин и «героями» сюжетов нескольких литературных произведений. В 1938 году «Дождливое такси» стало центральной фигурой выставки в Париже.
В 1941 году Дали приобрел свой первый автомобиль — «Кадиллак».
|
Когда руководство General Motors, желая усовершенствовать марку «Кадиллак», запланировало выпуск еще более роскошного и сложного автомобиля, чем первые модели серии, эскиз попросили сделать Сальвадора Дали. Первое, что предложил Дали, было имя нового автомобиля — «Кадиллак де Гала» (Cadillac de Gala). По мнению одержимого своей женой художника только это имя в полной мере могло отразить внушительность модели.
«Одетый автомобиль» Сальвадора Дали |
«Специальный автомобиль» Сальвадора Дали |
Филипп Халсман и Сальвадор Дали
Халсман познакомился с Сальвадором Дали в 1941 году. Они поддерживали творческие и дружеские отношения в течение 30 лет
Филипп Халсман |
сюрреализма в фотографии.
Наиболее известное фото Сальвадора Дали, сделанное Филиппом Халсманом — «Дали Атомикус». Сюрреалистичное фото создано без монтажа и трюков — только тщательно продуманная постановка, кропотливая подготовка, множество попыток и невероятное терпение все участников съемки.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий