Само слово «кольцо» произошло от старославянского корня «коло», означающее колесо. Но есть и другое толкование – от французского «collier», что значит «шея», «ожерелье», «ошейник». Обруч с крупной вставкой в виде щитка называется перстнем.
В древности считалось, что любой узелок, завязанный на одежде, волосах, запястье, оберегает человека от зла. Находящийся в очерченном круге был недоступен нечистой силе. Таким образом, наши предки использовали кольца – ныне символ вечности и брака – в первую очередь, как оберег.
История колец уходит в глубокую древность. Согласно легенде, изобретателем этого украшения был громовержец Зевс, повелевший Прометею носить вынутое из его оков звено на пальце.
Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении, перстней и колец».
В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки» Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков.
Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости.
Наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники.
Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла.
Кольца были чрезвычайно распространены в античном мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения: в Римской республике сенаторы и всадники носили золотые кольца, а простые граждане - железные.
Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Их надевали члены монашеских орденов и тайных политических сообществ.
Печатка кольца с масонской структурой головы ястреба смерти часто приписывают магические свойства. Череп со скрещенными костями является символом отваги до самой смерти. Масоны использовали такие кольца в качестве паролей для участия в их тайных встреч. Существует перстень Мейсон в музее Л. Н. Толстого, русского писателя, который принадлежал его отцу.
Одно из самых известных мужских колец - «перстень рыбака». Оно являлось атрибутом облачения римских пап, напоминало о Святом Петре и почиталось верующими как знак послушания его воле. Перстни иерархов христианской церкви делали в виде реликвариев - ларчиков, где под крышечками с крестами и святыми хранились частички святых мощей. По избрании каждый папа заказывал себе персональное кольцо, на него наносилось его имя и папский герб - скрещенные ключи или тройная корона. Его использовали как факсимиле на документах, а перстень предшественника торжественно уничтожали.
У католических епископов перстень - знак их власти. В допетровской Руси цари - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - обожали кольца и перстни и носили их на всех пальцах рук, в том числе и на большом - так называемый напалок, символ власти.
Позже А.С. Пушкин будет носить кольцо на большом пальце как некий экстравагантный знак своей избранности. «Храни меня, мой талисман», - обращался он с такими словами к заветному кольцу, подаренному ему Е.К. Воронцовой в 1824 году. После смерти Пушкина кольцо это унаследовал В.А. Жуковский, затем оно перешло к сыну последнего, а тот в свою очередь передал святыню И.С. Тургеневу. После кончины Тургенева, который хотел отослать талисман Л.Н. Толстому, кольцо благодаря Полине Виардо попало в Александровский лицей, где когда-то учился Пушкин и откуда его похитили во время февральской революции.
Кольцо со своим вензелем Николай I считал чуть ли не равнозначным ордену. Александр II уже стал дарить отличившимся деятелям культуры золотые медали, а вот Александр 111 вручил А.Н. Островскому бриллиантовое кольцо в знак его заслуг перед отечественным театром. Так что и в новой истории России нет-нет да возвращается древняя традиция - кольцо становится символом государственной поддержки творческой личности.
Символическим атрибутом брачной церемонии являются брачные кольца.
При раскопках египетских пирамид археологами были найдены обручальные кольца, выполненные за 5000 лет до н.э. Древние египтяне верили, что форма круга обозначает вечность, так как нет ни начала ни конца. Они предполагали, что брак должен продолжаться вечно, и символом вечности считали обручальное кольцо, которое делали из золота.
Традиция обмениваться обручальными кольцами уходит своими корнями в те далёкие времена, когда счастливые новобрачные в знак любви и преданности дарили друг другу символические обручальные кольца, сплетённые из пеньки или тростника. Они-то и стали прообразом современных обручальных колец. Позднее в Древнем Риме появился обычай, по которому жених, в знак принятия на себя обязательств за будущую жену, во время обряда помолвки дарил металлическое обручальное кольцо родителям невесты.
Изначально в России существовало два отдельных понятия — «обручальное» и «свадебное» кольцо. Первое — жених преподносил невесте во время церковного обряда обручения после помолвки, которая носила его на безымянном пальце правой руки. Это кольцо подтверждало намерение обоих вступить в брак, при условии, конечно, что невеста его принимает.
Перед свадьбой или венчанием, до встречи с женихом, невеста снимала обручальное кольцо, а во время свадьбы или венчания жених надевал невесте на руку второе — свадебное кольцо, уже поверх которого надевалось обручальное кольцо. В современной России понятие «обручальное» и «свадебное» кольцо стали практически синонимами (некоторые объясняют это тем, что в 1755 году Святейший Синод соединил помолвку (обручение) с венчанием) и будущие супруги стали обмениваться кольцами только в день свадьбы или венчания.
кольцо Кла́ддах
Первое кольцо в таком оформлении было сделано в ирландской рыбацкой деревне Кладдах в графстве Голуэй. Кольцо изготавливается в форме пары рук, которые держат сердце, увенчанное короной. Сердце символизирует любовь, руки — дружбу (доверие), а корона — верность (лояльность).
Кладдах — маленькая рыбацкая деревушка на западе Ирландии , где в 1660—1737 годах жил некий Ричард Джойс.
Он покинул родные края, отправившись работать в Вест-Индию. По возвращении Ричард собирался жениться на своей возлюбленной, но по пути в Кладдах его корабль был захвачен алжирскими пиратами, сам Ричард Джойс взят в плен и продан в рабство мавру-ювелиру. Раб быстро освоил ремесло своего хозяина и вскоре овладел им в совершенстве. Тоскуя по своей далёкой невесте, он создал кольцо в форме двух рук, держащих сердце под короной. Позднее это кольцо стало известно как кладдахское кольцо. В конце концов Ричарду Джойсу повезло: в 1689 году Вильгельм III Оранский вскоре после своей коронации договорился с маврами об освобождении всех британских рабов.
Несмотря на то, что бывший хозяин предложил Ричарду жениться на своей единственной дочери и стать совладельцем его ювелирной мастерской, Ричард вернулся на родину. Всё это время невеста Ричарда верно ждала его и замуж не выходила. Они поженились, и Ричард занялся ювелирным делом на родине.
Как и любая другая легенда, история о происхождении кладдахского кольца подвергается обоснованным сомнениям в её правдивости. Фактом остаётся то, что самые древние из сохранившихся колец имеют надпись «R.I.», а ювелир по имени Ричард Джойс (англ. Richard Ioyes) действительно существовал. Примечательно также то, что клеймо этого ювелира включает якорь — символ надежды.
Церковь даёт своё толкование символов, и даже в двух версиях. Первая версия говорит о любви, дружбе и верности как качествах Христа, вторая видит в кольце символ троицы (корона и две руки), охраняющей человечество (сердце).
В 1984 году во время празднования 500-летия получения Голуэем статуса города его жители в ответ на полученные поздравления от президента США Рональда Рейгана подарили ему выполненное по специальному заказу золотое кладдахское кольцо в 18 карат.
Разновидности
Их отличительная особенность состоит в том, что пара или тройка таких колец способна сложиться в одно (одно кольцо при этом принадлежит мужу, второе — жене, третье — свидетелю). Название кольца происходит от третьей буквы еврейского алфавита.
В случае, когда соединение между кольцами образует рукопожатие, кольцо Гиммель может одновременно являться кольцом Феде; если, помимо рукопожатия, в элементах такого сборного кольца есть сердца, оно будет дублинской версией кладдаского кольца, если конструкция из двух сцепленных рук и сердца ещё и будет увенчана короной, такое кольцо будет одновременно являться классическим кладдаским кольцом.
В древности считалось, что любой узелок, завязанный на одежде, волосах, запястье, оберегает человека от зла. Находящийся в очерченном круге был недоступен нечистой силе. Таким образом, наши предки использовали кольца – ныне символ вечности и брака – в первую очередь, как оберег.
История колец уходит в глубокую древность. Согласно легенде, изобретателем этого украшения был громовержец Зевс, повелевший Прометею носить вынутое из его оков звено на пальце.
Кольцо - это символ. Цепи, которыми титан был прикован к скале, перекованы в некий знак памяти о пережитых муках, в символ непокоренности. В него же был вставлен камень - обломок Кавказской скалы. Такова легенда о происхождении, перстней и колец».
В древности существовал «обычай носить на пальце печать, равносильную именной подписи и в то же время служившую украшением. Обыкновенно такие печати носили на указательном пальце правой руки» Такие печатные кольца с вырезанными надписями или изображениями были распространены в Древнем Египте. Оттиск такого кольца служил подписью владельца. Печатные кольца были затем у эгейцев, греков и этрусков.
Кольца также носили в силу профессиональной или бытовой необходимости.
Наперстки в виде кольца, которыми пользуются, к примеру, сапожники.
Лучники в свое время носили по три кольца - на указательном, среднем и безымянном пальцах, с тем, чтобы предохранить себя от порезов тетивой. В кулачных боях часто пользовались своеобразными кастетами в виде колец с массивными вставками камня или металла.
Кольца были чрезвычайно распространены в античном мире, причем тогда это было не просто украшение, а еще и символ определенного социального положения: в Римской республике сенаторы и всадники носили золотые кольца, а простые граждане - железные.
Позже кольца выполняли роль своеобразного пропуска или удостоверения личности. Их надевали члены монашеских орденов и тайных политических сообществ.
Печатка кольца с масонской структурой головы ястреба смерти часто приписывают магические свойства. Череп со скрещенными костями является символом отваги до самой смерти. Масоны использовали такие кольца в качестве паролей для участия в их тайных встреч. Существует перстень Мейсон в музее Л. Н. Толстого, русского писателя, который принадлежал его отцу.
«перстень рыбака». |
Одно из самых известных мужских колец - «перстень рыбака». Оно являлось атрибутом облачения римских пап, напоминало о Святом Петре и почиталось верующими как знак послушания его воле. Перстни иерархов христианской церкви делали в виде реликвариев - ларчиков, где под крышечками с крестами и святыми хранились частички святых мощей. По избрании каждый папа заказывал себе персональное кольцо, на него наносилось его имя и папский герб - скрещенные ключи или тройная корона. Его использовали как факсимиле на документах, а перстень предшественника торжественно уничтожали.
У католических епископов перстень - знак их власти. В допетровской Руси цари - от Ивана Грозного до Алексея Михайловича - обожали кольца и перстни и носили их на всех пальцах рук, в том числе и на большом - так называемый напалок, символ власти.
Позже А.С. Пушкин будет носить кольцо на большом пальце как некий экстравагантный знак своей избранности. «Храни меня, мой талисман», - обращался он с такими словами к заветному кольцу, подаренному ему Е.К. Воронцовой в 1824 году. После смерти Пушкина кольцо это унаследовал В.А. Жуковский, затем оно перешло к сыну последнего, а тот в свою очередь передал святыню И.С. Тургеневу. После кончины Тургенева, который хотел отослать талисман Л.Н. Толстому, кольцо благодаря Полине Виардо попало в Александровский лицей, где когда-то учился Пушкин и откуда его похитили во время февральской революции.
Кольцо со своим вензелем Николай I считал чуть ли не равнозначным ордену. Александр II уже стал дарить отличившимся деятелям культуры золотые медали, а вот Александр 111 вручил А.Н. Островскому бриллиантовое кольцо в знак его заслуг перед отечественным театром. Так что и в новой истории России нет-нет да возвращается древняя традиция - кольцо становится символом государственной поддержки творческой личности.
Символическим атрибутом брачной церемонии являются брачные кольца.
При раскопках египетских пирамид археологами были найдены обручальные кольца, выполненные за 5000 лет до н.э. Древние египтяне верили, что форма круга обозначает вечность, так как нет ни начала ни конца. Они предполагали, что брак должен продолжаться вечно, и символом вечности считали обручальное кольцо, которое делали из золота.
Традиция обмениваться обручальными кольцами уходит своими корнями в те далёкие времена, когда счастливые новобрачные в знак любви и преданности дарили друг другу символические обручальные кольца, сплетённые из пеньки или тростника. Они-то и стали прообразом современных обручальных колец. Позднее в Древнем Риме появился обычай, по которому жених, в знак принятия на себя обязательств за будущую жену, во время обряда помолвки дарил металлическое обручальное кольцо родителям невесты.
Изначально в России существовало два отдельных понятия — «обручальное» и «свадебное» кольцо. Первое — жених преподносил невесте во время церковного обряда обручения после помолвки, которая носила его на безымянном пальце правой руки. Это кольцо подтверждало намерение обоих вступить в брак, при условии, конечно, что невеста его принимает.
Перед свадьбой или венчанием, до встречи с женихом, невеста снимала обручальное кольцо, а во время свадьбы или венчания жених надевал невесте на руку второе — свадебное кольцо, уже поверх которого надевалось обручальное кольцо. В современной России понятие «обручальное» и «свадебное» кольцо стали практически синонимами (некоторые объясняют это тем, что в 1755 году Святейший Синод соединил помолвку (обручение) с венчанием) и будущие супруги стали обмениваться кольцами только в день свадьбы или венчания.
кольцо Кла́ддах
Золотое кольцо Кладда |
Первое кольцо в таком оформлении было сделано в ирландской рыбацкой деревне Кладдах в графстве Голуэй. Кольцо изготавливается в форме пары рук, которые держат сердце, увенчанное короной. Сердце символизирует любовь, руки — дружбу (доверие), а корона — верность (лояльность).
Кладдах — маленькая рыбацкая деревушка на западе Ирландии , где в 1660—1737 годах жил некий Ричард Джойс.
Он покинул родные края, отправившись работать в Вест-Индию. По возвращении Ричард собирался жениться на своей возлюбленной, но по пути в Кладдах его корабль был захвачен алжирскими пиратами, сам Ричард Джойс взят в плен и продан в рабство мавру-ювелиру. Раб быстро освоил ремесло своего хозяина и вскоре овладел им в совершенстве. Тоскуя по своей далёкой невесте, он создал кольцо в форме двух рук, держащих сердце под короной. Позднее это кольцо стало известно как кладдахское кольцо. В конце концов Ричарду Джойсу повезло: в 1689 году Вильгельм III Оранский вскоре после своей коронации договорился с маврами об освобождении всех британских рабов.
Кольцо Кладдах на изображении 1853 года |
Несмотря на то, что бывший хозяин предложил Ричарду жениться на своей единственной дочери и стать совладельцем его ювелирной мастерской, Ричард вернулся на родину. Всё это время невеста Ричарда верно ждала его и замуж не выходила. Они поженились, и Ричард занялся ювелирным делом на родине.
Как и любая другая легенда, история о происхождении кладдахского кольца подвергается обоснованным сомнениям в её правдивости. Фактом остаётся то, что самые древние из сохранившихся колец имеют надпись «R.I.», а ювелир по имени Ричард Джойс (англ. Richard Ioyes) действительно существовал. Примечательно также то, что клеймо этого ювелира включает якорь — символ надежды.
Церковь даёт своё толкование символов, и даже в двух версиях. Первая версия говорит о любви, дружбе и верности как качествах Христа, вторая видит в кольце символ троицы (корона и две руки), охраняющей человечество (сердце).
В 1984 году во время празднования 500-летия получения Голуэем статуса города его жители в ответ на полученные поздравления от президента США Рональда Рейгана подарили ему выполненное по специальному заказу золотое кладдахское кольцо в 18 карат.
Разновидности
Дублинская версия
дублинском кольце |
В дублинской версии кольцо состоит из двух рук и двух сердец, но без короны. Оно пользуется популярностью среди ирландцев, выступающих за независимость Ирландии от Великобритании (именно поэтому в дублинском кольце Кладда отсутствует корона
Кольцо Феде
Кольца Феде |
Кольца Феде (итал. Fede — вера) в форме соединённых в рукопожатии рук, известного у римлян и греков, которое получило современный облик кольца Кладда в Средние века.Несколько экземпляров этого кольца из золота, серебра и бронзы, датируемых XV—XVI веками, хранятся в Национальном музее Ирландии.
Кольцо Гиммель
Кольцо Гиммель — подвид «колец-головоломок», использующийся в качестве обручального кольца. Такие кольца использовались на помолвках и свадьбах с начала XV века.
Кольцо Гиммель |
Их отличительная особенность состоит в том, что пара или тройка таких колец способна сложиться в одно (одно кольцо при этом принадлежит мужу, второе — жене, третье — свидетелю). Название кольца происходит от третьей буквы еврейского алфавита.
В случае, когда соединение между кольцами образует рукопожатие, кольцо Гиммель может одновременно являться кольцом Феде; если, помимо рукопожатия, в элементах такого сборного кольца есть сердца, оно будет дублинской версией кладдаского кольца, если конструкция из двух сцепленных рук и сердца ещё и будет увенчана короной, такое кольцо будет одновременно являться классическим кладдаским кольцом.
факты про обручальные кольца
- В древние времена люди носили кольца на разных пальцах не просто так, а вкладывая определенный смысл. Богиня любви Венера предпочитала, чтобы посвященное ей кольцо носили на безымянном пальце. Кольцо на указательном пальце означало, что человек просит покровительства Юпитера, способствовавшего продвижению по службе. Большой палец отвечал за покровительство Марса - бога войны.
- Французский химик Мери в XIX веке произвел сенсационное открытие – он обнаружил содержание железа в крови. К сожалению, развить свою идею Мери не успел, поскольку задумал подарить своей возлюбленной обручальное кольцо, созданное из железа собственной крови. Химик не рассчитал и погиб от наступившего малокровия.
- Самое маленькое в мире обручальное кольцо было изготовлено для Марии Стюарт в 1544 году и подарено ей в двухлетнем возрасте.
- Недавно, с помощью биоинженерных технологий, в Великобритании была изготовлена пара обручальных колец из человеческой кости. У пары, пожелавшей получить такие кольца, были взяты образцы клеток кости. В дальнейшем эти клетки выращивались на специальных "платформах", имеющих форму колец.
- Одно из самых необычных обручальных колец было у Маяковского. Он заказал себе кольцо с инициалами своей возлюбленной (Л.Ю.Б.– Лиля Юрьевна Брик). При повороте кольца можно было прочесть слово "люблю". Поэт не расставался с этим кольцом очень долго, придавая ему особый мистический смысл.
- У разорившихся бизнесменов большинства американских штатов по закону обязаны изъять все ценные вещи для оплаты долгов кроме обручального кольца.
- Фома Евграфович Топорищев в своей книге "Апокрифические истории" описывает легенду, согласно которой Поликрат – софист, написавший в конце девяностых годов IV века до нашей эры памфлет "Обвинение Сократа", – обнаружив в животе рыбы кольцо, брошенное им в море, воскликнул: «Это же мое обручальное кольцо! А я уже почувствовал себя вполне свободным от своих брачных обязательств. Пожалуй, следует отказаться от рыбных блюд, а кольцо выбросить к свиньям...».
Комментариев нет:
Отправить комментарий