12 янв. 2012 г.

Якоб ван Рейсдал (1628/1629 — 1682)

(1628–1682)

Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства.
 Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. 


Среди излюбленных жанров голландских художников был пейзаж — изображение отвоеванной у моря и любовно возделанной родной земли. 
В первой половине XVII столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, ее полноводные реки, каналы, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду , другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.

Две водяные мельницы и открытый шлюз близ Сингратена. Ок. 1650—1652
 Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне. Он родился в Харлеме, около 1656 года поселился в Амстердаме, где и работал до самой смерти.

Лесной вид
 Многие голландские мастера не могли просуществовать, занимаясь только живописью. Примечательно, что Рейсдал имел серьезную профессию. В 1676 году он получил степень доктора медицины и в том же голу был включен в список амстердамских врачей. Однако ни эта специальность, ни создание замечательных картин не принесли ему богатства и процветания. Художник умер в нищете, в амстердамской богадельне.

Вид на Харлем с северо-запада. Ок. 1670
Рейсдал был тесно связан с традицией старших современников, пейзажистов, работавших в Харлеме. Он учился, по-видимому, у своего дяди Саломона ван Рейсдала (1600 — 1670), известного живописца, развивавшего в своих небольших мастерски исполненных полотнах общую для голландского пейзажа проблему световоздушной среды и единого тонального колорита.
Пейзаж с кустом
Рейсдал в основном датировал только ранние работы, поэтому уточнение этапов его творчества затруднено.
  Мотивы его ранних картин, где молодой художник передавал непосредственное впечатление от окрестностей Харлема, просты и печальны. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. 
Собирается непогода, облака словно вырастают на глазах, песчаная дорога, идущая в гору и глубину, оживлена лишь фигурой путника с собаками. Все пронизано движением света. Под кистью Рейсдала голландская природа приобретает значительность, наполняется внутренней жизнью.

Известно, что в 1650-е годы Рейсдал предпринял путешествие по Голландии и Германии в компании живописца и гравера Николаса Берхема. Это был интересный спутник, любитель путешествий, несколько приукрашено изображавший итальянскую природу. В чем-то, возможно, он способствовал расширению кругозора молодого голландца. Но главным было само путешествие, особенно по западу Германии, обогатившее Рейсдала новыми впечатлениями от невиданной горной природы, обширных лесных массивов, средневековой архитектуры.

Морской берег в Схевенингене. Конец 1660-х — начало 1670-х
 Лучшие произведения Рейсдала созданы между серединой 1650-х и концом 1660-х годов. Он продолжал обращаться к привычным для его соотечественников мотивам, изображая широкие голландские равнины, морской берег в ясную и бурную погоду, лесные чащи и болота. Художник избегал повторять схожие мотивы, картины его разнообразны. Природа у Рейсдала полна величия, драматической изменчивости, формы пластически осязательны

Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде. Ок. 1670
 Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора ("Морской берег Схевенингене", конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна ("Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде", ок. 1670, Амстердам, Рейксмузеум); в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники ("Лесная речка", Киев, Музей западного и восточного искусства).

Болото. 1660-е
 Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. 
Пронеся через века своего существования могучую силу, причудливую красоту форм, деревья в пейзажах Рейсдала обречены на гибель, рушатся, гниют в стоячей воде болот. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В приветливых голландских перелесках неожиданно несутся быстрые ручьи, дорогу перечеркивает по диагонали упавший черный ствол дерева, решительно встает на переднем плане резкий силуэт голой высохшей березы.

Зимний пейзаж. 1670
 Необычны и тревожны зимние вечера в заснеженных, скованных холодом селениях со смятенным небом, покрытом темными облаками. Царит запустение, неприглядность, нищета ("Зимний пейзаж", 1670, Амстердам, Рейксмузеум). Плоское розовое освещенное пятно фасада складского здания с провалами окон и входа концентрирует в себе эмоциональную и цветовую выразительность пейзажа. Как и башенка замка, оно держит всю композицию.

Еврейское кладбище. 1655—1660
 Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Возможно, художник вспомнил о каком-то виденном им близ Амстердама старом еврейском кладбище, но созданный им образ имеет более глубокий философский смысл. Мертвенный свет озаряет белеющие во мраке мраморные гробницы и сухое дерево на фоне темной зелени, сзади виднеются руины когда-то богатого здания, на первом плане водный поток пробивается среди камней и могил. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).

Водопад в Норвегии. Нач. 1670-х

Произведения последних лет жизни Рейсдала, изображающие фантастические горные пейзажи с низвергающимися водопадами, сменившими лесные ручьи, полны размаха и величия. Искусство Рейсдала, рассчитанное на сильное эмоциональное воздействие и философское осмысление образов, при его жизни большим успехом не пользовалось. Его оценил только Рембрандт. 

 Тому, кто любит "мушкетерскую" эпоху и эпоху Людовика 14, будет интересно.

Комментариев нет: