25 янв. 2012 г.

Сознание красоты спасет мир


Куинджи Архип Иванович.
(1841-1910).
Куинджи Архип Иванович.
Художник-передвижник.

 «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли… 
Но, я всегда буду писать. Ведь я же художник, без этого нельзя. Я могу думать только с кистью в руке, и куда же я дену то, что стоит передо мной в воображении? Куда я от него уйду? Оно же мне не даст жить и спать, пока не изложу его на холсте»
( Архип Куинджи).       


Биография художник
  
Куинджи называли певцом просторов и света. Он вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира. 
«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин. 
Архип Куинджи.
Вид Исаакиевского собора при лунном освещении.

1869. Холст, масло. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск, Россия.
Архип Куинджи. Осенняя распутица.
1872. Холст, масло. 70 x 110.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Архип Куинджи. Ладожское озеро.
1873. Холст, масло. 79,5 x 62,5.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
 Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: «Ладожское озеро» (1872), «На острове Валааме» (1873).
О картине «На острове Валааме» Репин сказал, что она написана «удивительным серебряным тоном».
Положение этой картины в русском пейзаже особенное. Она является своего рода связью между поздним академическим романтизмом и реализмом.
Художник остался доволен картиной. Будучи проданной с выставки частному лицу, она могла бы затеряться. Но Куинджи спустя год выкупил ее у владельца. Полотно находилось в мастерской художника до его кончины. 


С картиной "Ладожское озеро" произошла удивительная история. 
Через 10 лет после ее создания, художник Судковский пишет картину "Мертвый штиль", где будет повторен найденный Куинджи мотив просвечивающегося сквозь воду каменистого дна. Разгневанный Куинджи настоял, чтобы А.С. Суворин, известный журналист и издатель, написал статью о защите авторского права. Хотя в своих общественных воззрениях Куинджи и был идеалистом, мечтающим преобразовать жизнь на началах братства и взаимопомощи, но, когда сталкивался с проявлениями несправедливости, он становился твердым и непреклонным.
Куинджи объявил ее плагиатом. Он разошелся с Судковским, с которым до тех пор дружил, и настоял на том, чтобы Суворин (в газете которого появилась статья , ставившая картину Судковского "рядом с лучшими произведениями Куинджи") написал статью в защиту авторского права на художественное открытие.
Архип Куинджи. На острове Валааме.
1873. Холст, масло. 76 x 130.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
 Пора, мой друг, пopa...
                     Александр Пушкин.1834.       
Пора, мой друг, пopa! покоя сердце просит -
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь - как раз - умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля -
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Архип Куинджи. Украинская ночь.
1876. Холст, масло. 79 x 162. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
 С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу. В 1876 г. на передвижной выставке зрители увидели «непозволительно роскошную» «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве.
Газеты писали, что этот пейзаж совершенно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
Восторженные воспоминания оставил о картине Нестеров: «Украинская ночь Куинджи, перед которой была все время густая толпа совершенно пораженных и восхищенных ею зрителей».
Приведя стихи Пушкина «Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут...», Нестеров угадал в картине светлую пушкинскую поэзию и поставил куинджиевскую поэтичность на уровень пушкинской.
В Украинской ночи художник победил в себе моралиста.


Тиха украинская ночь…
          Александр Пушкин 1829
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты
Над Белой Церковью сияет
И пышных гетманов сады
И старый замок озаряет.
И тихо, тихо всё кругом...
  «Украинская ночь» показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи.
Архип Куинджи. Вечер на Украине.
1878. Холст, масло. 81 x 163.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Историческая ошибка русской демократической эстетики, признававшей только тусклые серенькие пейзажи, была преодолена.
Перестав скорбеть о мрачной российской действительности, Куинджи воспринял жизнь как благо и в своих работах наслаждался сочностью природных красок, таинственностью лунной ночи, яркостью вечереющего дня, живым дыханием грозовых стихий и слепящим солнечным светом.
Куинджи открыл новую страницу романтического искусства, начало которому было положено картинами «Вечер на Украине» (1878), «Лунная ночь на Днепре» (1880), и позднее во многих других картинах. 
Архип Куинджи. Березовая роща.
1879. Холст, масло. 81 x 163. Третьяковская галерея, Москва, Россия.
В «Березовой роще» художник добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов.

В 1877 г. Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 г.
 А поводом послужила анонимная статья в газете, в которой говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины. Намек делался на «Украинскую ночь» и «Березовую рощу». Художник посчитал, что автором статьи является
М.К. Клодт, и потребовал исключения его из членов товарищества. Естественно, что большинство представителей передвижничества не посчитали поступок Клодта, если он и был в действительности, достойным исключения. Тогда из товарищества вышел сам Куинджи.

Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины – «Березовой рощи». И опять оглушительный успех. В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром». Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре.
1880. Холст, масло. 105 x 144.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Летом и осенью 1880 года А.И.Куинджи работал над новой картиной. 
По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». 
На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения.
Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем.
 А потом картина была выставлена на Большой Морской улице в Петербурге, в зале Общества поощрения художников.
Выступление художника с персональной выставкой, да еще состоящей всего из одной небольшой картины, было событием необычным. Причем картина эта трактовала не какой-нибудь необычный исторический сюжет, а была весьма скромным по размеру пейзажем.
Но А.И.Куинджи умел побеждать. 
Успех превзошел все ожидания и превратился в настоящую сенсацию. Петербург полнился слухами, дескать, за громадные деньги художнику Куинджи из Японии или Китая привезли специальные краски с перламутром и теперь его картина свет излучает.
Длинные очереди выстраивались на Большой Морской улице, и люди часами ждали, чтобы увидеть это необыкновенное произведение.Чтобы избежать давки, публику пускали в зал группами. 

Настанет Ночь моя...
Иван Бунин.
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.-
Сияй, сияй, Луна, все выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик.
Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой
                       в мире – есть.
Архип Куинджи. Солнечные пятна на инее.
1876-1890. Клеенка, масло. 24,4 x 27,2.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Куинджи называли певцом просторов и света. Он вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света
Архип Куинджи. Эффект заката.
1885-1890. Бумага на холсте, масло. 39 x 53.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
В творчестве Куинджи проявилась еще одна страсть, которую он настойчиво пытался реализовать в полыхающих солнцем картинах. Куинджи можно считать наиболее значительным после Айвазовского "солнцепоклонником".

Его печальные, минорные закаты ("Закат", 1876-1890; два одноименных этюда "Закат в степи на берегу моря", "Закат", все - 1898-1908,) прописаны густой пастозной краской. Густой фиолетовый цвет задавлен светлым желтым или оранжевым. Эти необычайно красивые и естественные цветосочетания соответствуют реальной природе солнечного освещения.
Архип Куинджи.
Закат зимой. Берег моря.

1876-1890. Клеенка на картоне, масло. 25 x 30,2.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Полыхание красок расплавленного солнца, залившего мир напряженным цветом, тем не менее создает впечатление если не умиротворения, то лирического созерцания мощного дневного светила, смиряемого силами приближающейся ночи. В стихиях природы Куинджи старался познать противоположные их начала: ночь и день, порыв и покой, немощь и силу. 
Архип Куинджи. Роща.
1889-1908. Бумага на картоне, масло. 23.5 x 37,5.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Архип Куинджи. Восход солнца.
1890-1895. Холст, масло. 84 x 49,5.
Воронежский областной художественный музей
им. И.Н. Крамского, Воронеж, Россия.
Впервые на Кавказ художник попал в 1888 году по приглашению художника Николая Ярошенко, имевшего дачу в Кисловодске. Первая же поездка была отмечена встречей с поразительным феноменом, как бы предзнаменовавшим последующую красочность кавказских пейзажей.
В Бермамыте Куинджи и Ярошенко посчастливилось увидеть редчайшее явление в горах – Брокенский призрак. На поверхности радужно окрашенного облака они заметили отражение своих увеличенных фигур.
Архип Куинджи.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь.

1890-1895. Бумага на картоне, масло. 38 x 56,5.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
В наследии художника много работ, посвященных теме гор
В некоторых из работ удивительно тонко запечатлена воздушная среда, размывающая очертания горных склонов. В других он интенсифицирует цвет, благодаря чему освещенные снежные вершины, горные речки высвечиваются фосфоресцирующими красками. 
Характерна в этом отношении картина «Дарьяльское ущелье. Лунная ночь»
Эффект таинственной горной страны, навевающей самые романтические мечты и видения, передан в ней с необычайной силой.
Архип Куинджи. Осень.
1890-1895. Бумага на холсте, масло. 36,8 x 58,7.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Архип Куинджи. Снежные вершины.
1890-1895 Бумага, масло. 19 x 26,5.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары,
Архип Куинджи. Эльбрус. Лунная ночь.
1890-1895. Этюд. Бумага на холсте, масло. 36,5 x 55,4.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Романтический пафос, которым пронизано изображение горных кряжей, сияющих недоступных вершин, манящих притягательной силой и влекущих человека к познанию неизведанного, перерастает в некий символ прекрасного и недостижимого мира. 
Спустя тридцать лет увлеченность Куинджи темой мироздания поразит воображение Рериха и перейдет в его гималайские сюжеты.

Александр Пушкин
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
    Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
    Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
    Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
    Что не любить оно не может.
Архип Куинджи. Море. Крым.
1898-1908. Холст, масло. 40 x 54.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
 Архип Иванович считал море одной из самых трудных задач для живописца. Художник старался уловить игру хамелеона-моря, но не удовлетворялся своей работой... Итогом его продолжительных созерцаний на берегу Крымского побережья стали десятки этюдов моря.
Архип Куинджи. Облако.
1898-1908. Холст, масло.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
 Слабостью Куинджи была любовь к птицам.
Ежедневно, в двенадцать часов, когда ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. На крышу выходил Архип Иванович с разным зерном и кормил птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными.

Он любил людей — и не на словах, а на деле.
"Это... это что же такое? — спрашивал он по-мариупольски горячо и певуче. — Если я богат, то мне все возможно: и есть, и пить, и учиться, а вот если денег нет, то значит — будь голоден, болен и учиться нельзя, как было со мной.. Но я добился своего, а другие погибают. Так это же не так, это же надо исправить, это вот так, чтоб денег много было и их дать тем, кто нуждается, кто болен, кто учиться хочет...".
В постоянных заботах о своих учениках Куинджи летом 1895 года организовал за свой счет экскурсию целой группы их в Крым.
Время, проведенное в Крыму с учениками, было отмечено целым рядом солнечных работ, напоенных воздухом и светом.
 Настроение полной гармонии, созерцательного успокоения сумел воплотить Куинджи в своих крымских работах. Радостна и чиста густая лазурь, среди которой клубится излюбленное - "куинджевское облако" - поднимающееся вертикально ввысь, пышное и светящееся.
Архип Куинджи.
Пятна лунного света в лесу. Зима.

1898-1908. Бумага на холсте, масло. 39 x 53,5.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Декоративные находки в живописи Куинджи были связаны с его исследованием пленэра зимней природы. В этих работах реальный эффект засыпанного снегом леса и цветных теней был достигнут мягким, извилистым очерком и выдвинул на первый план цветовые оттенки.
Вершиной этих находок была маленькая картина «Пятна лунного света в лесу. Зима» (1898-1908). Здесь природа высвечена неземным сиянием - впечатление, являющееся результатом усиленной яркости естественного лунного цвета, который, кажется, смешивает огни двух миров, реального, лунного, и нереального, словно явившегося из некоего космического источника.

Спустилась ночь. Погасли краски…
             Максимилиан Волошин.                        
Спустилась ночь. Погасли краски.
Сияет мысль. В душе светло.
С какою силой ожило
Всё обаянье детской ласки,
Поблекший мир далеких дней,
Когда в зеленой мгле аллей
Блуждали сны, толпились сказки,
И время тихо, тихо шло,
Дни развивались и свивались,
И всё, чего мы ни касались,
Благоухало и цвело.
И тусклый мир, где нас держали,
И стены пасмурной тюрьмы
Одною силой жизни мы
Перед собою раздвигали.
Архип Куинджи. Эльбрус вечером.
1898-1908. Бумага на холсте, масло. 39,3 x 53,3.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
 Михаил Лермонтов
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Архип Куинджи. Дубы.
1900-1905. Холст, масло. 83 x 164.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
 Куинджи стремился в своих работах к максимальному обобщению с целью выявления главного, передачи настроения пейзажа.
Во многих работал художник искал обобщенный тип дерева, и эти поиски вылились в его картине «Дубы» в своего рода массивный, причудливо-облачный образ. Таким способом художник словно объединял конкретные вполне земные объекты природы с неземными, небесными. Облачная масса верхушек деревьев в центре картины выглядит монументальной и величественной.
Архип Куинджи. Радуга.
1900-1905. Холст, масло. 110 x 171.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
 В одном из самых своих значительных произведений "Радуга" Куинджи стремился запечатлеть красоту природы, величие мирозданья.
Согласно Библии, после Потопа Творцом была создана радуга в облаке, как вечное знамение завета с землёю, с каждой живою душою.
 Вся культурная Россия знала Куинджи - большого, самобытного художника. Он устремлялся в будущее, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звёзд. Около имени Куинджи всегда было много таинственного. Верилось в особую силу этого человека. Художник удивлял необычайной силой цветовых эффектов, достигая предельной иллюзии света, глубинности пространства, невиданных ещё в русской пейзажной живописи.
Архип Куинджи. Березовая роща.
1901. Холст, масло. 163 x 115.
Белорусский художественный музей, Минск, Беларусь.
Архип Куинджи. Красный закат.
1905-1908. Холст, масло. Метрополитен Музей, Нью-Йорк, США.
Архип Куинджи. Ночное.
1905-1908. Холст, масло. 107 x 169.
Государственный Русский Музей,
Санкт Петербург, Россия.
Куинджи называли гениальным дикарем, не признающим никаких традиций. Он опрокидывал все правила, все рецепты и делал так, как бродило у него в голове от воспоминаний далекого детства, когда он с подругой, пастушкой Настей, просиживал ночи на берегу речки в Мариуполе, упиваясь лунным светом и блеском воды на реке и взморье.
Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось у Куинджи в картине «Ночное»

Молодая луна родилась…
Александр Блок.12 июля 1899
Молодая луна родилась
И плывет по ночному эфиру…
Молодая мечта понеслась
К незабытому светлому миру…
Я парю на крылах неземных,
Пролетаю над сонной рекою,
Пролетаю в туманах седых
И веду разговоры с душою…
 С конца 80-х годов Куинджи стал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную мастерскую. 
Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, это К.Ф. Богаевский, Н.П. Крымов, В.Г. Пурвит, Н.К. Рерих, А.А. Рылов, Е.И. Столица. Сегодня их работы можно увидеть во многих музеях и галереях мира.

В последние годы жизни Куинджи активно занялся благотворительностью. Он неоднократно выделял очень значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев. 
 использован материал сайта:Шедевры русской живописи


 Умер Куинджи в Петербурге 11 (24) июля 1910.
К сожалению, большинство картин художника значительно потемнели, почернели и теперь нам уже сложно представить себе их былое очарование.Особенно это касается знаменитых картин «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь».




 Куинджи был не только большим художником, но и таким же большим Человеком (с большой буквы). В его лице Россия имела одного из лучших своих сынов.

Комментариев нет: