В конце весны 1856 года московский купец Павел Михайлович Третьяков,приобрел две картины российских живописцев: «Стычка с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова и «Искушение» Николая Шильдера. Эти два малоизвестных сегодня полотна и положили начало собранию, которое со временем превратилось в великую Третьяковскую галерею. Сегодня она полна шедевров. И кажется, что мы знаем о них все. Но это иллюзия – даже у самых известных картин есть свои тайны, которые составляют, может быть, главную сущность этих произведений. Ибо не бывает искусства без мистических загадок и легенд
Мастер одной картины
«Неравный брак» Пукирев написал в 1862 году, когда ему исполнилось ровно 30 лет. Картину приняли по-разному. Одни говорили, что «очень хорошая рама, таких ни к кого нет». Другие называли «трагической картиной русской школы». Однако, ни одна галерея не пожелала заполучить эту работу, так что Пукирев был рад и тому, что полотно по-дружески приобрел художник А.Борисовский. И только через 10 лет «Неравный брак» купил Третьяков. Заплатил 1500 рублей серебром, повесил на всеобщее обозрение – и стало происходить нечто странное.
«Неравный брак», Василий Пукирев
Автор изобразил на картине собственное горе – его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника. А что мог поделать бедный художник?! Только изобразить самого себя рядом с любимой. Видите молодого чернобородого человека с горящим взглядом, что стоит, скрестив руки, в правом углу картины? Это он и есть…
Работая над ней, художник, как мог, отомстил проклятому богачу – состарил его до невозможности. И что поразительно – тот вскорости умер. Но и это не помогло – любимая не вернулась к живописцу, а ушла в монастырь. У художника началась горячка, он уверял, что его преследует собственная картина. Одну за другой делал он ее копии, на одной из которых расписался углем прямо на своем изображении. Потихоньку Пукирев спился, жил на подачки друзей и умер в бедности и безвестности 1 июня 1890 года…
Легенды
Картина Пукирева оказывает мистическое влияние. Старики, готовящиеся жениться на молоденьких, совершенно не могут перед ней находиться – у него начинает белеть голова, у другого – сердце, а кто и вовсе сознание теряет.
Недаром зрители прозвали картину «Кощей с невестой». Кстати, известный писатель-историк Н.Костомаров сознался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерения жениться на молодой девушке.
Да и с девушками на выданье, смотревшим на картину, начинало твориться что-то неладное. Либо свадьба разладится, либо брак несчастливым окажется. Ну а уж когда одна курсистка, собиравшаяся под венец, выйдя из галереи, бросилась под колеса проезжавшей конки, среди московских невест прочно утвердилось поверье – нельзя смотреть на картину Пукирева перед свадьбой!
Призрачный мир
Иван Николаевич Крамской традиционно считается главой русской реалистической живописи, вождем передвижников. Но удивительное дело – среди сотни реалистических работ, созданных Крамским, самыми известными и притягательными остались полотна мистические и таинственные.
«Русалки», Иван Крамской
Правда о мистике Крамской не помышлял. Своих «Русалок» он задумал как полотно «по народным мотивам», взятым из «Майской ночи» Гоголя. Вот только получилось странновато – тяжелый лунный свет, колдовское озеро, призрачные русалки, вышедшие на ночной берег… Устроители первой выставки Товарищества передвижников (1871) повесили эту картину рядом с трогательным пейзажем Саврасова «Грачи прилетели». И случилось невиданное – не понравились ночным русалкам дневные птицы – в первую же ночь пейзаж упал со стены
«Грачи прилетели», Алексей Саврасов
Третьяков купил оба полотна. «Грачами» украсил свой кабинет, а «Русалкам» никак не мог найти места – перевешивал из комнаты в комнату. Он и раньше сталкивался с капризными творениями. Если какому-то полотну не нравился «сосед», картины начинали «воевать» – то краска полопается, то рама треснет, а то и вовсе одна из картин на пол рухнет.
Но «Русалки» повели себя хуже всех – из залы, где их пристроил Третьяков, по ночам раздавалось тихое заунывное пение. Там отказались работать уборщицы, а дети Третьякова боялись даже мимо ходить. Третьяков и сам начал замечать, что, как только дольше побудет возле «Русалок», чувствует страшную усталость. Потом и посетители стали поговаривать, что рассматривать сцену из «Майской ночи» тяжело. А после по Москве пошел слух, что какая-то барышня, насмотревшись на картину Крамского, утопилась в Яузе. Хорошо, что старушка нянька, жившая в семье Третьяковых, присоветовала: «Повесьте в самый дальний угол, чтобы на нее свет не падал. Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!» Так и сделали. С тех пор, если речные девы на полотне и поют свои русалочьи песни, посетителям это не мешает.
Мстительная «Неизвестная»
Волнующий аромат тайны окутывает и другую картину Крамского. Его «Неизвестная» – портрет красавицы, написанный вполне реалистично. Вот уже более 120 лет зрители, критики, художники восторгаются ею. Но она смотрит на всех свысока из открытой коляски – лицо вспыхивает презрительным румянцем, губы кривятся. Словно все вокруг недостойны ее красоты. И кажется, что она – реальная женщина, а мистическая королева холодного, туманного Петербурга.
Это сейчас мы видим в ней утонченную аристократку. Но современники, глядя на моднейший наряд, легко «прочитывали» ее социальное положение – дамы высшего света никогда не надевали столь ультрамодных нарядов, это считалось неприличным, а на прекрасной незнакомке «писк моды» – бархатное, отороченное мехом с синими атласными лентами платье-пальто, называемое «скобелев», и шляпка-беретка «франциск». Так что, несмотря на шик, современники понимали – перед ними одна из дам полусвета.
«Неизвестная», Иван Крамской
Лишь один человек не разделял всеобщих восторгов – Павел Михайлович Третьяков. Долго стоял, пытливо вглядываясь в холодно-презрительные глаза незнакомки, потом резко повернулся и вышел из зала. Крамской обиделся и продал свою красавицу в небольшую частную коллекцию.
Отчего же Третьяков отказался купить «Неизвестную»? может оттого, что слишком хорошо знал – портреты красавиц не приносят ничего хорошего. У коллекционеров даже поверье есть, что красавицы с картин пьют жизненную энергию у зрителей. Недаром и «Джоконду» Леонардо, и красавиц Боттичелли или Тициана называют вампиршами, а фанатики пытаются порезать их и уничтожить.
«Неизвестная» тоже пошла по несчастливой дорожке. Правда, первое несчастье она принесла автору, когда вместо известнейшего собрания Третьякова попала к мелкому коллекционеру, а потом никак не могла успокоиться, переходя из рук в руки.
К тому же едва она появлялась на очередной выставке, публика начинала шептаться, что обладание картиной приносит горе – одного ее владельца бросила жена, у другого сгорел дом, третий обанкротился. Но самое страшное случилось в семье ее создателя – меньше, чем через год у Крамского умерли два сына.
Потрясенный художник выразил трагедию, как умел – написал полотно «Неутешное горе» – посреди пустой комнаты стоит, плача, его несчастная жена. Понимая, что такую горестную картину никто не купит, Крамской безвозмездно отослал ее Третьякову.
Но собиратель русской живописи обладал наидобрейшим сердцем – он тут же передал семье художника большой гонорар. И что удивительно: если шикарно-блестящая «Неизвестная» приносила одни несчастья, это полотно, полное трагизма, стало дарить людям облегчение. Посетители Третьяковки задерживались перед «Неутешным горем» не только, чтобы посочувствовать матери, но и чтобы попросить у нее заступничества за своих детей. И больные дети выздоравливали.
А «Неизвестная» странствовала по России, даже за рубежом ухитрилась побывать. Только в 1925 году она оказалась, наконец, в Третьяковской галерее и с тех пор «успокоилась». Может, потому, что всегда мечтала попасть именно сюда? Вот только тайна ее по-прежнему не раскрыта.
Она по-прежнему смотрит свысока. Правда, на своих «соседей» по Третьяковской галерее особо свысока не поглядишь. Там любая картина – шедевр. И у каждой свои Тайны…
Портрет Марии Лопухиной работы Владимира Лукича Боровиковского.
В портрете нет особо ярких тонов, а цвета предметов перекликаются: голубому поясу на платье героини вторят голубые васильки; сиреневой шали – сиреневая роза. Полная гармония и умиротворение, меланхоличность, мягкость линий.
Но за этим прекрасным портретом стоит печальная история: Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок».
Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи.
Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье...
Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!
Еще одна загадка живописи.
Родители мальчика Васи долго противились тому, чтобы его образ нарисовал знаменитый художник Перов. Мальчик должен был позировать для картины «Тройка».
Суеверные родители знали, что не миновать беды. Художник уговорил-таки бедного мальчика. Его образ венчает «Тройку», где вместо лошадей в упряжке – маленькие дети.
Эта картина несет в себе глубокий смысл и отражение порядков того времени. Картина стала довольно известной. А маленький мальчик Вася умер спустя короткое время. Опять совпадение? Или снова все можно списать на трудности быта крестьян и неизлечимые болезни?
Чередой таинственных смертей ознаменовано творчество знаменитого Рембранта
Саския как Флора
Его первая жена Саския позировала для картин «Флора», «Еврейская невеста», «Одалиска». Она скончалась вскоре после окончания работы. Трое детей Рембранта также покинули этот мир в младенческом возрасте. Четвертый ребенок художника погиб в 27 лет.
Хендрика Стоффелс
Скоропостижно скончалась и вторая молодая жена художника – Хендрике Стоффельдс, – ее он рисовал, пожалуй, больше всех. Критики оспаривают теорию портретов-убийц и доказывают то, что все близкие Рембранта были очень слабы здоровьем: и дети, и жена скончались именно от этого.
Загадкой остается, почему сам художник остался здоровым и прожил до 63 лет.
Не только портреты несут в себе мистические тайны и загадки. Пейзажные зарисовки также славятся своими «темными делами».
Импрессионист Клод Моне написал пейзаж с водяными лилиями. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. А зря...
Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти.
Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело.
Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло не по-детски. А проклятая картина сильно обуглилась.
Сейчас специалисты НАСА готовы восстановить ее по космической технологии.
Голландский художник Питер Брейгель-старший писал «Поклонение волхвов» два года.
Деву Марию он «срисовал» со своей двоюродной сестры. Та была женщиной бесплодной, за что и получала постоянные тумаки от мужа. Именно она, как судачили простые средневековые нидерландцы, «заразила» картину. Четыре раза «Волхвов» покупали частные коллекционеры. И каждый раз повторялась одна и та же история: в семье по 10 — 12 лет не рождались дети...
Наконец в 1637 году картину купил архитектор Якоб ван Кампен. У него к тому времени уже были трое детей, так что проклятие его не особо пугало.
Может, именно Тайна – и есть главная сущность этих произведений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий