В 1630-1640 на каменном парапете вырезаны строки:
"Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел."
Ванитас -Vanitas.
Ванитас (лат. vanitas, букв. — «суета, тщеславие») — жанр живописи эпохи
барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого
традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия
развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности
жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее
распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках,
отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.
Термин восходит к библейскому стиху Vanitas vanitatum omnia vanitas
(«Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!»).
Символы, встречающиеся на полотнах, были призваны напоминать о бренности
человеческой жизни и о преходящести удовольствий и достижений:
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
torches and various tools; below is a skeleton and two hourglasses; after Bloemaert
Print made by Egbert van Panderen
Date
1610-1620
Servitus Carnis. A skull with a gaping mouth; in an oval surrounded by vanitas motifs, including hour-glasses
Engraving
===============
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
Jacob de Gheyn II- Vanitas (1603)
Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
BRUYN, Barthel
Vanitas Still-Life
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне.
GOSSAERT, Jan
Trompe-l'oeil Skull
1517 Musée du Louvre, Paris
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon
Vanitas
Oil on canvas, 52 x 44 cm
Musée des Beaux-Arts, Marseille
По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который являлся важным центром кальвинизма- течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу.
Для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .========================================
=====
AST, Balthasar van der
Basket of Fruits
c. 1625
Oil on wood, 14 x 20 cm
Staatliche Museen, Berlin
Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
---------------Giovanna Garzoni (1600–1670) ---------------------
Plat de prunes avec jasmin et noix
Coupe chinoise avec figues, cerises et chardonneret
Череп - один из сильнейших по своему эмоциональному воздействию образов
В 1910 году появился офорт Ч.А. Гилберта , известный на весь мир...
Отражение красавицы в зеркале, рождающее иллюзию образа черепа,-- известный художественный мотив в традиции романтиков и сюрреалистов
В связи с этим сразу вспоминается знаменитый фотоколлаж с Дали и черепом из голых тел.
"Стакан опустел. Время прошло. Свеча сгорела. Человек онемел."
Ванитас -Vanitas.
PEREDA, Antonio de.Allegory.c. 1654 |
Print made by Johann Theodor de Bry 1580-1600 |
After Abraham Bloemaert 1600 |
Череп — напоминание о неизбежности смерти. Аналогично тому, как портрет является лишь отражением когда-то живого человека, так и череп является лишь формой когда-то живой головы. Зритель должен воспринимать его как «отражение», он наиболее отчетливо символизирует бренность человеческой жизни.
torches and various tools; below is a skeleton and two hourglasses; after Bloemaert
Print made by Egbert van Panderen
Date
1610-1620
Servitus Carnis. A skull with a gaping mouth; in an oval surrounded by vanitas motifs, including hour-glasses
Engraving
===============
Натюрморты vanitas в начальной форме представляли из себя фронтальные изображения черепов (обычно в нишах со свечой) или других символов смерти и бренности, которые писались на реверсах портретов в эпоху Ренессанса. Эти vanitas, а также цветы, которые также рисовали на оборотах — самые ранние примеры жанра натюрморта в европейском искусстве Нового Времени (например, первый голландский натюрморт — именно «Vanitas» кисти Якоба де Гейна).
Jacob de Gheyn II- Vanitas (1603)
Эти черепа на оборотах портретов символизировали смертность человеческой натуры и противопоставлялись живому состоянию модели на обороте картины. Самые ранние vanitas — обычно самые скромные и мрачные, зачастую чуть ли не монохромные. Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.
BRUYN, Barthel
Vanitas Still-Life
Художники XVII века перестали изображать череп строго фронтально в композиции и обычно «клали» его в стороне.
GOSSAERT, Jan
Trompe-l'oeil Skull
1517 Musée du Louvre, Paris
RENARD DE SAINT-ANDRÉ, Simon
Vanitas
Oil on canvas, 52 x 44 cm
Musée des Beaux-Arts, Marseille
По мере развития эпохи барокко эти натюрморты становились все более пышными и изобильными.
Они приобрели популярность к 1620-м годам. Развитие жанра вплоть до спада его популярности примерно в 1650-х гг. сосредотачивалось в Лейдене, нидерландском городе, который являлся важным центром кальвинизма- течения, которое осуждало моральную развращенность человечества и стремилось к твердому моральному кодексу.
Для кальвинистских художников эти натюрморты являлись предупреждением против тщеславия и бренности и были иллюстрацией кальвинистской морали того времени. Так же на сложение жанра вероятно повлияли гуманистские воззрение и наследие жанра memento mori .========================================
AST, Balthasar van der
Basket of Fruits
c. 1625
Oil on wood, 14 x 20 cm
Staatliche Museen, Berlin
Гнилые фрукты — символ старения. Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие, в переносном смысле богатство и благосостояние. Ряд плодов имеет свое значение: грехопадение обозначается грушами, помидорами, цитрусами, виноградом, персиками и вишней, и конечно, яблоком. Эротический подтекст имеют инжир, сливы, вишни, яблоки или персики.
---------------Giovanna Garzoni (1600–1670) ---------------------
Plat de prunes avec jasmin et noix
Coupe chinoise avec figues, cerises et chardonneret
Memento mori (лат. «помни, что умрёшь»;
также используется форма memento mortis — «помни о смерти») — латинское
выражение, ставшее крылатой фразой.
В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным.
Bowl with Plums
1625-50
Tempera on parchment, 66 x 49 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
======================================== ========
Цветы (увядающие):
роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
MIGNON, Abraham
The Nature as a Symbol of Vanitas
1665-79
Oil on canvas, 78,7 x 99 cm
Hessisches Landesmuseum, Darmstadt
MIGNON, Abraham
A Glass of Flowers and an Orange Twig
1660s
Oil on canvas, 88 X 67 cm
HEEM, Jan Davidsz. de
Flower Still-life with Crucifix and Skull
1630s
Oil on canvas, 102,8 x 84,9 cm
Alte Pinakothek, Munich
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко)
— символ возрождения и круговорота жизни.
Морские раковины, иногда живые улитки —
раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
STEENWIJCK, Harmen
Vanitas Still-Life
c. 1640
Oil on panel, 39 x 51 cm
National Gallery, London
AST, Balthasar van der
Flowers and Fruit
1620
Oil on panel, 39 x 70 cm
Rijksmuseum, Amsterdam
AST, Balthasar van der
Still-Life with Flowers, Fruit, and Shells
c. 1640
Oil on panel, 134 x 140 cm
Musée de la Chartreuse, Douai
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа;
колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
German master c. 1620, Vanitas Still Life with Skull, Wax Jack and Pocket Sundial, Städel Museum, Frankfurt am Main.
Date
c. 1620
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1697
Oil on canvas, 75 x 62 cm
Private collection
==========================
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
BELLINI, Giovanni
Four Allegories: Prudence (or Vanity)
c. 1490
Oil on wood, 34 x 22 cm
Gallerie dell'Accademia, Venice
===========================
# Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Jacob Marrel Vanitas.1637
GYSBRECHTS, Franciscus
Vanitas
-
Oil on canvas, 115 x 134 cm
Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerp
HEEM, Cornelis de
Vanitas Still-Life with Musical Instruments
after 1661
Oil on canvas, 153 x 166,5 cm
Rijksmuseum, Amsterdam
# Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
BASCHENIS, Evaristo
Still-life with Instruments
1667-77
Oil on canvas, 108 x 153 cm
Gallerie dell'Accademia, Venice
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1665
Oil on canvas, 104 x 109 cm
Private collection
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1697
Oil on canvas, 128 x 101 cm
Private collection
===========
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Withoos, Matthias - Vanity of Vanities.
17 век
The Parable of the Rich Fool Free Images
In Ictu Oculi (In the Twinkling of an Eye) Juan de Valdés Leal 1672
TRECK, Jan Jansz.
Vanitas Still-Life
1648
Oil on oak, 91 x 78 cm
National Gallery, London
=========================
# Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Juriaen van Streeck, c. 1670
# Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
VINNE, Vincent I Laurensz. van der
Vanitas with a Royal Crown
after 1649
Oil on canvas, 95 x 69 cm
Musée du Louvre, Paris
Peeter Boel (1626-1674)
Large Vanitas Still-Life
Oil on canvas
1663
Musee des Beaux-Arts (Lille, Artois, France)
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1705
Oil on canvas, 98 x 124 cm
Private collection
Еще символы VANITAS:
===========================
# Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
# Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
# Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
# Песочные и механические часы — быстротечность времени.
#Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко)
— знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
# Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
an Miense Molenaer Haarlem ca. 1610 - 1668
Title
English: Painter in his studio
# Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
# Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
#Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
# Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
# Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
# Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением.
# Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который был обязан периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным.
Bowl with Plums
1625-50
Tempera on parchment, 66 x 49 cm
Galleria degli Uffizi, Florence
========================================
Цветы (увядающие):
роза — цветок Венеры, символ любви и секса, которая тщеславна, как всё, присущее человеку. Мак — успокоительное средство, из которого изготавливают опиум, символ смертного греха лености. Тюльпан — объект коллекционирования в Нидерландах XVII века, символ необдуманности, безответственности и неразумного обращения с дарованным Богом состоянием.
MIGNON, Abraham
The Nature as a Symbol of Vanitas
1665-79
Oil on canvas, 78,7 x 99 cm
Hessisches Landesmuseum, Darmstadt
MIGNON, Abraham
A Glass of Flowers and an Orange Twig
1660s
Oil on canvas, 88 X 67 cm
HEEM, Jan Davidsz. de
Flower Still-life with Crucifix and Skull
1630s
Oil on canvas, 102,8 x 84,9 cm
Alte Pinakothek, Munich
Ростки зерна, ветви плюща или лавра (редко)
— символ возрождения и круговорота жизни.
Морские раковины, иногда живые улитки —
раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она обозначает смерть и бренность. Ползучая улитка — олицетворение смертного греха лености. Большие моллюски обозначают двойственность натуры, символ похоти, ещё одного из смертных грехов.
STEENWIJCK, Harmen
Vanitas Still-Life
c. 1640
Oil on panel, 39 x 51 cm
National Gallery, London
AST, Balthasar van der
Flowers and Fruit
1620
Oil on panel, 39 x 70 cm
Rijksmuseum, Amsterdam
AST, Balthasar van der
Still-Life with Flowers, Fruit, and Shells
c. 1640
Oil on panel, 134 x 140 cm
Musée de la Chartreuse, Douai
Гаснущая дымящаяся свеча (огарок) или масляная лампа;
колпачок для гашения свечей — горящая свеча является символом человеческой души, её затухание символизирует уход.
German master c. 1620, Vanitas Still Life with Skull, Wax Jack and Pocket Sundial, Städel Museum, Frankfurt am Main.
Date
c. 1620
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1697
Oil on canvas, 75 x 62 cm
Private collection
==========================
Курительная трубка — символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.
Adriaen van Utrecht- Vanitas - Still Life with Bouquet and Skull.
Зеркала, стеклянные (зеркальные) шары — зеркало является символом тщеславия, кроме того, тоже знак отражения, тени, а не настоящего явления.
BELLINI, Giovanni
Four Allegories: Prudence (or Vanity)
c. 1490
Oil on wood, 34 x 22 cm
Gallerie dell'Accademia, Venice
===========================
# Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Jacob Marrel Vanitas.1637
GYSBRECHTS, Franciscus
Vanitas
-
Oil on canvas, 115 x 134 cm
Koninklijk Museum voor Schone Kunsten, Antwerp
HEEM, Cornelis de
Vanitas Still-Life with Musical Instruments
after 1661
Oil on canvas, 153 x 166,5 cm
Rijksmuseum, Amsterdam
# Книги и географические карты (mappa mundi), писчее перо — символ наук.
BASCHENIS, Evaristo
Still-life with Instruments
1667-77
Oil on canvas, 108 x 153 cm
Gallerie dell'Accademia, Venice
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1665
Oil on canvas, 104 x 109 cm
Private collection
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1697
Oil on canvas, 128 x 101 cm
Private collection
===========
Глобус, как земли, так и звездного неба.
Withoos, Matthias - Vanity of Vanities.
17 век
The Parable of the Rich Fool Free Images
In Ictu Oculi (In the Twinkling of an Eye) Juan de Valdés Leal 1672
TRECK, Jan Jansz.
Vanitas Still-Life
1648
Oil on oak, 91 x 78 cm
National Gallery, London
=========================
# Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Juriaen van Streeck, c. 1670
# Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок. Подобно маскам, символизируют отсутствие тех, кто их носил.
VINNE, Vincent I Laurensz. van der
Vanitas with a Royal Crown
after 1649
Oil on canvas, 95 x 69 cm
Musée du Louvre, Paris
Peeter Boel (1626-1674)
Large Vanitas Still-Life
Oil on canvas
1663
Musee des Beaux-Arts (Lille, Artois, France)
COLLIER, Edwart
Vanitas Still-Life
1705
Oil on canvas, 98 x 124 cm
Private collection
Еще символы VANITAS:
===========================
# Кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — драгоценности и косметика предназначены для создания красоты, женской привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия. Также они сигнализируют об отсутствии на полотне своих обладателей.
# Разбитая посуда, обычно стеклянные бокалы. Пустой стакан, противопоставленный полному, символизирует смерть. Стекло символизирует хрупкость, белоснежный фарфор — чистоту. Ступка и пестик — символы мужской и женской сексуальности. Бутылка — символ греха пьянства.
# Нож — напоминает об уязвимости человека и о его смертности. Кроме того, это фаллический символ и скрытое изображение мужской сексуальности.
# Песочные и механические часы — быстротечность времени.
#Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко)
— знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни. Равенство возможностей в азартной игре значило также и предосудительную анонимность.
# Палитра с кистями, лавровый венок (обычно на голове черепа) — символы живописи и поэзии.
an Miense Molenaer Haarlem ca. 1610 - 1668
Title
English: Painter in his studio
# Портреты красивых женщин, анатомические рисунки. Письма символизируют человеческие отношения.
# Медицинские инструменты — напоминание о болезнях и бренности человеческого тела.
#Карнавальная маска — является знаком отсутствия человека внутри нее. Также предназначена для праздничного маскарада, безответственного удовольствия.
# Ключи — символизируют власть домашней хозяйки, управляющей запасами.
# Руины — символизируют преходящую жизнь тех, кто их населял когда-то.
# Лист бумаги с нравоучительным (пессимистическим) изречением.
# Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Череп - один из сильнейших по своему эмоциональному воздействию образов
В 1910 году появился офорт Ч.А. Гилберта , известный на весь мир...
Отражение красавицы в зеркале, рождающее иллюзию образа черепа,-- известный художественный мотив в традиции романтиков и сюрреалистов
В связи с этим сразу вспоминается знаменитый фотоколлаж с Дали и черепом из голых тел.
"Круг небес ослепляет нас блеском своим.
Ни конца, ни начала его мы не зрим.
Этот круг недоступен для логики нашей,
Меркой разума нашего неизмерим."
Омар Хайям
Омар
Комментариев нет:
Отправить комментарий