27 нояб. 2011 г.

Отто Дикс-Otto Dix(1891-1969)

"Я пытался выплеснуть на полотно то, что кипело во мне".
- Отто Дикс




  Ни один другой немецкий художник не изобразил в своих произведениях столь точно, эмоционально и беспощадно «апокалипсический ад войны», смерть, насилие и нищету, как это было сделано Отто Диксом.
Отто Дикс - великий немецкий экспрессионист, был известен своим собственным, уникальным и гротескным стилем. Хотя нацистский режим Гитлера уничтожил многие его работы, большинство его картин можно все же увидеть в музеях Германии.

Ви́льгельм Ха́йнрих О́тто Дикс

 Ви́льгельм Ха́йнрих О́тто Дикс (нем. Wilhelm Heinrich Otto Dix) — немецкий художник и график. Отто Дикс родился в семье Эрнста Франца Дикса (1862-1942) и его жены Полины Луизы Аманн (1864-1953) 2 декабря 1891 года в саксонском городке Унтерхауз неподалеку от Геры.
Его отец работал в чугунолитейном заводе, как оформитель. Мать была швея, но интересовалась музыкой и живописью.
Таким образом вырос Отто Дикс, как он сам описывал себя, в среде, где видел работающих детей, бедность и нужду









Уже в школьные годы он проявил незаурядные способности к рисованию.
Потом Отто учился на художника-оформителя с 1905 по 1909 под руководством художника-декоратора Карла Сенффа в Гере.
Сенфф оценил первые робкие шаги своего ученика и не предсказал ему великое будущее.
Но уже в 1909 году Отто получает грант, что позволило Диксу учиться в Школе прикладных искусств в Дрездене (1910-1914) у профессоров Иоганна Николауса Тюрка и Ричарда Гухра.
Название: Родители художника.
Год создания: 1914
Он обучался в соответствии с традициями немецкой живописи эпохи Возрождения о чем свидетельствуют несколько автопортретов созданных в 1914 году.
Дикс, впоследствии экспериментировал с кубизмом, футуризмом и дадаизмом поздних форм.
Кроме искусства Дикс также активно интересовался философией Фридриха Ницше.
Первыми работами художника были пейзажи в духе постимпрессионистов, потом в манере Оскара Кокошки и итальянских футуристов.




Другое его увлечение - старые итальянские мастера.
Таков «Автопортрет с гвоздикой» (1912 г., Детройт). Художник предстает внимательно всматривающимся в окружающий мир.
Тогда он ещё не знал, что через два года разразится большая война, и ему придется столкнуться с её самыми страшными проявлениями.
Автопортрет с гвоздикой
Год создания: 1912



  В 22 написал "Автопортрет с гвоздикой", вероятно, для того, чтобы послать своей невесте.




























В 1914 г. Дикс пошел добровольцем на фронт. Он участвовал в артиллерии как пулеметчик на западном и восточном фронтах. С собой он взял две книги: томик Ницше и Библию. Четыре года провел на Западном фронте. Прошел жестокие сражения (Фландрия, Сомма, Шампань).

Автопротрет солдата Дикса.
Год создания: 1914


Впоследствии он объяснял такое свое «нестандартное» для художников его поколения отношение к войне:
«Очевидно, я просто слишком любопытен. Я должен был все это видеть – голод, вшей, грязь и другие мерзости. Я должен был сам на себе испытать эти жуткие глубины жизни, вот почему я пошел на войну добровольно».
С 1914 по 1918 годы, во время участия в военных действиях в Бельгии, Франции и России им было сделано более 600 рисунков.





Эти документальные свидетельства войны, мастерски выполненные непосредственно на месте событий, вместе с его личными воспоминаниями об ужасах Первой мировой войны, стали основой его грандиозного графического цикла "Война", опубликованного в Берлине в 1924 году Карлом Ниирендорфом.
Графический цикл "Война"
Год создания: 1914-1918

Ужас войны стал одним из основных компонентов его картин.
После возвращения в Дрездене в 1919 году он основал вместе с Конрадом Феликс Мюллером (1897-1977), "Группу 1919" в Дрездене.
 Графический цикл "Война", опубликованный в Берлине в 1924 году, состоявший из 50 отдельных рисунков, посвященный войне 1810-1820 годов.


Графический цикл "Война"
Год создания: 1914-1918






Предисловие к одному из изданий цикла написал писатель-коммунист Анри Барбюс.
В статье были такие слова:
"Тот, кто извлек из своего мозга и сердца эти картины ужаса, которые он нам сейчас показывает, опустился до дна в глубочайшую пропасть войны. Подлинно большой немецкий художник, наш братский друг, Отто Дикс создает здесь в ярких вспышках молнии апокалипсический ад войны..."

Графический цикл "Война"
Год создания: 1914-1918

 Война крепко запала в душу художника – она становится темой более чем сотни работ Дикса.







В них Дикс следовал заветам своего духовного учителя
Ф. Ницше: «Изображать страшные и спорные вещи есть инстинкт воли и величия художника, он не должен бояться этого».




На основе многочисленных рисунков Дикса, созданных во время войны, вырастает его огромный полиптих "Война" (1929-1932), написанный, как многостворчатые алтари средневековья, на дереве.



Но подлинное лицо войны явилось Отто Диксу в послевоенной Германии, на улицах Дрездена, Дюссельдорфа и Берлина, среди толп инвалидов, нищих, проституток, рахитичных детей. Таковы «Торговец спичками»(1920), «Пражская улица»(1920).
Торговец спичками
Год создания: 1921

Пражская улица
Год создания: 1920

Кафе.
Год создания: 1922

 Живопись художника приблизилась к драматическому реализму, показывая контрасты послевоенной жизни.
Сам Отто Дикс записал тогда в своем дневнике: «Наша задача создать лицо времени, а как ещё мы можем достичь этого, если не с помощью форм реального мира».

 В 1921 году он встретился в Дюссельдорфе, с Мартой Кук, которая была на четыре года моложе его и замужем за врачем-урологом Гансом Кохом, от которого имела двоих детей.
Отто Дикс и Марта Кук.


В 1922 году художник переезжает в Дюссельдорф.
Марта Кук ушла от мужа и Дикс женился на Марте в 1923-м году.
У них, впоследствии, родилось трое детей, Урсус, Ян и Нелли.
В Дюссельдорфе Дикс создает множество картин, в том числе - портретов современников.





Портрет Марты Кук (впоследствии жены Отто Дикса).
Год создания: 1921

 Дикс говорил: "Важно видеть вещи такими, какие они есть. Нельзя писать то, что существует лишь в воображении".








 Даже в портретах близких людей, друзей и покровителей Дикс не изменяет своей острой объективности.








Врач Ганс Кох на портрете со шприцем руке и взглядом фанатика-садиста больше похож на палача в окружении орудий своего ремесла, чем на врачевателя людских болезней; лицо известного берлинского дельца Альфреда Флейхгейма выдает хитрость и профессиональный расчет торговца картинами...

Портрет Ганса Коха.
Год создания: 1921



Следуя средневековой традиции, Дикс возрождает основательно забытую в его время форму алтарного образа или триптиха.
На боковых створках его огромного триптиха "Метрополис", написанного в 1928 году, мимо нищих и калек проходит по улицам Берлина инфернальное шествие разряженных проституток, на центральной панели движутся в ритме американского джаза фрачные кавалеры и дамы полусвета.
Его персонажи – не гротескные маски, а остро подмеченные социальные типы времени.
Триптих "Большой город" или "Метрополис"
Год создания: 1927-1928

 К 1924 году относится его "Автопортрет с Музой". Дикс изобразил себя за работой: он пишет портрет своей Музы

Автопортрет с Музой.
Год создания: 1924

Это полуобнаженная, с гротескно изображенной грудью и копной развивающихся волос дьяволица или блудница вроде тех, кто искушает святого Антония на картинах мастеров Северного Ренессанса.
Лицо самого Дикса не выражает никаких эмоций – это напряжённое лицо художника, пристально изучающего натуру.










 Эта злая Муза вела мастера по самым мрачным закоулкам жизни послевоенной Германии. Она приводила его в морги, где он внимательно и беспристрастно наблюдал разъятое на части человеческое тело на всех стадиях разложения, она направляла его в шикарные рестораны и грязные притоны, в публичные дома, где ему открывались все стадии человеческой деградации.

К Красоте.
Год создания: 1922

 Работа Отто Дикса "К красоте", где центральная фигура - сам Отто Дикс, не содержит ничего красивого вообще. Стоя посреди борделя, он держит телефон в левой руке.

 Единственные люди здесь, которые не похожи на куклы, - Дикс и маниакально усмехающийся черный джазовый барабанщик (с фрагментом американского флага, выглядывающего из его нагрудного кармана).
Потом, у себя в мастерской, Дикс запечатлевал на холстах эти страшные гримасы времени - делая это с предельной точностью старых мастеров. Его сцены в борделях, его изображения потерявших человеческий облик проституток, вызывали скандалы.




 В 1923 году художнику было предъявлено обвинение в порнографии, и только вмешательство президента Берлинской академии искусств Макса Либермана спасло его от суда.

Зеркало.
Год создания: 1921
Посвящение Мазохистам.
Год создания: 1922

К концу 20-х годов репутация Дикса как одного из крупнейших художников Германии окончательно утвердилась.
В 1927 году он занял пост профессора Дрезденской академии, в 31 году его избирают в члены Прусской академии в Берлине...
Однако приход к власти Гитлера кладет конец его блестящей карьере.


В апреле 1933 года Дикс получает извещение об исключении его из Дрезденской академии.
В документе значится:
"Ваши картины представляют собой величайшее оскорбление чувству морали и, следовательно, являются угрозой для морального возрождения нации".







 После этого Дикс с женой и детьми отправляется в добровольную ссылку в глухую провинцию на юге Германии.
 В это время художник обращается к библейским сюжетам, которые превращаются у него в аллегории страхов и надежд человечества в судьбоносный момент своей истории.


Семь смертных грехов.
Год создания: 1933

 «Семь смертных грехов» (1933 г., Кунстхалле, Карлсруэ) - это картина-аллегория на библейскую тему, в которой в символических образах Дикс раскрывает истинное лицо надвигающегося фашизма.

 Карлик с бегающими глазами и маленькими черными усиками, поразительно похожий на фюрера, въезжает верхом на страшной старухе Смерти, а за ним надвигаются на человечество Зло, Голод и Война.





















Но этими антивоенными работами - рисунками и гравюрами, он предсказал ярость, ненависть и клевету нацистов, которые, придя к власти в 1933 году, лишили его профессорского звания и запретили участвовать в выставках.

: Святой Кристофор.
Год создания: 1939



Его работы были конфискованы из музеев страны, несколько его картин было показано на выставке "дегенеративного" искусства, на которой фашисты собрали произведения всех неугодных им живописцев и скульпторов.
В 1937 г. 260 картин Отто Дикса из немецких собраний были сожжены в Берлине
 Дикс вел замкнутый образ жизни. Но он всегда был под «прицелом» властей.
В 1939 г. художник был даже арестован, правда, не надолго, в числе «неблагонадежных лиц».
В этот период Дикс в основном писал ландшафты в Хемменхофене (зарисовки на берегу Боденского озера) и картины–аллегории религиозной тематики.
Незадолго до окончания войны в 1945 г., несмотря на возраст (53 года), художник был всё-таки призван в «Фольксштурм».
Однако на этот раз его участие в войне продолжалось недолго, при первой возможность он сдается в плен французам.

Автопортрет в образе военнопленного.
Год создания: 1947
 В 1946 г. Дикс вернулся из плена в Хемменхофен и в том же году уже участвовал в коллективных выставках в Германии.

 Спустя тридцать с лишним лет, он, прошедший через несколько кругов военного ада и фашизма, предстает перед зрителем уже не как наблюдатель, а как человек с опустошенной душой, свидетель горьких событий истории своей страны.

 Последний период жизни Отто Дикса был нелегким в творческом плане, ибо в Западной Германии почти безраздельно господствовало абстрактное искусство, а фигуративная живопись воспринималась как продолжение эстетики Третьего Рейха.



75-летие Отто Дикса в 1966 г. широко отмечалось в обеих частях Германии его персональными выставками.
Он стал почетным гражданином Гера.
В 1968 году он получил премию Фонда имени Рембрандта в Зальцбурге.
Умер Дикс в Зингене 25 июля 1969 года после второго инсульта, в возрасте 77лет.

Отто Дикс.


Его могила находится в Hemmenhofen.
"Я стану либо известным, либо печально известным", - однажды сказал еще молодой Отто Дикс.
Он стал и тем и другим.

Сегодня творчество Отто Дикса признается во всем мире.
К Отто Диксу пришло настоящее мировое признание, правда, уже посмертное.
После войны о нем практически забыли.
Такова была судьба этого художника: одно десятилетие успеха и славы и долгие годы безвестности.







Дом Отто Дикса в Гере - родной дом художника, с 1991 музей


Надпись на памятной табличке на доме, в котором родился Отто Дикс, печально констатирует: "Понадобилось 50 лет, чтобы мир разглядел, что в этом человеке что-то было".
Свеча жизни Дикса давно догорела, но тайна творчества художника, ставшего «отзвуком эпохи», до сих пор продолжает волновать.










---------------------Живопись-----------
-


Otto Dix's War Triptych


----------------------Metropolis--------------


Metropolis, 1928:








GrossStadt by Otto Dix




Dix, Otto (1891-1969) - 1928 Metropolis (Right Panel of Tryptich)




------------------Проститутки-----









Dix, Otto (1891-1969) - 1922 To Beauty






Dix, Otto (1891-1969) - 1921 The Salon


Three Prostitutes On The Street


----------------------НЮ------------------







Berlino, DEU - Altes Liebespaar (1923) by Otto Dix

---------------------------------


-------------------------






-----------------Триумф смерти-------------







The Seven Cardinal Sins




Комментариев нет: